Государство возьмет на себя львиную долю расходов по капремонту многоквартирных домов. Для этого создается специальный фонд. Жильцы-собственники оплатят не менее пяти процентов стоимости ремонта, остальные 95 составят бюджетные средства и средства фонда.
Как воспользоваться принятым в конце июля Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" тем, кто хочет привести свой дом в порядок? На вопросы "РГ" ответил один из разработчиков закона, директор Департамента территориального развития Минэкономразвития России Ремир Мукумов.
Российская газета: Федеральный бюджет выделяет на капремонт старого жилья и расселение из аварийных домов 250 млрд. рублей, причем 10 млрд. - до конца нынешнего года. А в Минрегионе России, например, говорят, что общая потребность - 1-1,5 трлн. рублей... Как определялась сумма?
Ремир Мукумов: Есть статданные о количестве нуждающегося в ремонте жилья и экспертные оценки, сколько это может стоить. Так, на 1 января 2007 года аварийного жилья в России насчитывалось 11,2 млн. кв. метров. При подготовке закона учитывалось Послание президента РФ, в котором прямо указывалось, что объем фонда должен быть не менее 250 млрд. рублей.
Что касается расхождений в экспертных оценках, это естественно. Стоимость ремонта зависит от того, что вы хотите сделать с домом. Можно ведь в принципе превратить его в новый дом, но тогда придется выполнить огромный объем работ - от укрепления фундамента вплоть до перекладки крыши, это дорого. Плюс к тому, если финансирование проводить целиком за счет бюджета, цена будет на 20-30 процентов выше - у исполнителей не будет стимулов экономить.
И поэтому, когда разрабатывался закон, было принято принципиальное решение: необходимо софинансирование со стороны жителей. Это повысит, во-первых, их ответственность к расходованию бюджетных средств. И, во-вторых, не даст раздуть смету. И еще было решено позволить товариществам собственников жилья и управляющим компаниям самим выбирать подрядчика.
РГ: Каким образом будет происходить распределение денег?
Мукумов: Логика закона такова. Сначала определяются лимиты для каждого субъекта РФ исходя из принципа пропорциональности по общей площади жилых помещений в конкретном регионе. Но при этом установлено два ограничения: сумма не может быть меньше, чем 500 млн. рублей, и не больше 8 млрд.
Чтобы получить реальные деньги, субъекты обращаются в фонд содействия реформе ЖКХ. Но при этом им необходимо выполнить ряд условий: создать ТСЖ, провести конкурсы по привлечению управляющих компаний, выдавать бюджетные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг людям, а не коммунальным предприятиям. И так далее.
И только выполнение этих условий (либо наличие нормативных правовых актов, предусматривающих, что эти условия будут выполнены) дает регионам доступ к средствам фонда.
РГ: Вы оценивали, сколько регионов на данный момент полностью соответствует всем требуемым законом условиям?
Мукумов: На сегодняшний день прямо прийти и получить деньги могут четыре региона. Но оставшиеся регионы вместо того, чтобы говорить, что от них требуют невозможного, должны принять те законодательные акты, которые необходимы. К примеру, часть регионов не хочет переходить на выдачу субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг непосредственно жителям. Но ведь есть постановление правительства РФ. Его надо выполнять.
РГ: Есть продвинутые мэры, продвинутые города, опередившие регион в проведении коммунальной реформы. К примеру, Ангарск. То есть может быть так, что регион в целом каким-то условиям закона не соответствует, а отдельный город соответствует. Что, в этом случае его жители будут "наказаны" и не смогут провести ремонт?
Мукумов: Региональным органам власти, если они хотят получить средства фонда, необходимо все равно выполнить условия. Но в законе есть возможность для муниципалитетов, которые показали себя лидерами, заявиться на получение средств фонда напрямую.
РГ: Кто определяет, какая сумма выделяется муниципалитету?
Мукумов: Объем финансирования по муниципалитетам определяется субъектами РФ.
Логика этого закона была очень простая: финансирование должно быть максимально прозрачным. В законе это видно: лимиты по регионам определяются не исходя из каких-то "подковерных" соображений, а в зависимости от количества жилищного фонда. Это первое. Второе. На последнем этапе "живые" деньги перечисляются либо ТСЖ, либо УК. Какова цель? Чтобы деньги пошли напрямую людям. Чтобы они не оставались в муниципалитетах и сам муниципалитет не проводил конкурс для подрядных организаций.
РГ: Но ведь есть программы капремонта, программы по сносу. И в законе написано, что без таких программ регион и город средства из фонда не получат. Но эти программы составляют чиновники. Как жильцы могут повлиять на то, чтобы их дом был включен в программу?
Мукумов: Нужно проявить инициативу самим. Собрание собственников принимает решение и отправляет письмо в муниципалитет: просим включить наш дом в муниципальную программу проведения капремонта. Либо муниципальную программу по сносу аварийных домов. И таким образом, муниципалитет обязан их либо включить, либо мотивированно отказать.
РГ: Допустим, ТСЖ определилось с перечнем необходимых работ и обращается в муниципалитет. Муниципалитет говорит: да, мы вас включаем. Как затем определяется сумма для конкретного уже дома?
Мукумов: Муниципалитет проверяет, во-первых, соответствует ли смета перечню работ, которые закреплены в федеральном законе, и тем нормативам предельной стоимости работ по капремонту, которые установил субъект. Анализирует общее количество заявок и объем имеющихся средств. После проведения этой экспертизы деньги направляются на счет ТСЖ или УК.
РГ: То есть членам товарищества можно еще на стадии подготовки заявки сделать какие-то прикидочные расчеты, чтобы определить, какие деньги понадобятся?
Мукумов: Имеет смысл уже сейчас решить, какие виды работ нужны и их очередность. И потом оценить, сколько смогут внести сами собственники, чтобы узнать, на какую сумму можно делать заявку.
РГ: И что дальше?
Мукумов: Затем ТСЖ либо управляющая компания должны отобрать подрядные организации: кто будет заменять лифт, кто будет чинить кровлю, и т.д.
РГ: Как будут выбираться подрядчики? Поскольку речь идет о бюджетных деньгах, они должны выделяться исключительно на конкурсной основе. Но кто будет проводить конкурс, если подрядчика определяют сами собственники?
Мукумов: В данном случае деньги уходят из бюджета и переходят в Фонд содействия реформирования ЖКХ, а в конечном итоге на счета ТСЖ и управляющих организаций. И с этого момента они перестают быть бюджетными. На них соответственно перестает действовать закон о размещении госзаказов, который предусматривает конкурсную процедуру.
Такой механизм появился не сразу. При подготовке проекта были обсуждения: а не распространить ли правила, по которым размещаются государственные и муниципальные заказы, и на подбор подрядных организаций? Но учитывая громоздкость таких процедур (45 дней на подачу заявки, обязательное опубликование, создание конкурсной комиссии и т.д.), было принято решение от этого отказаться. Тем не менее субъект РФ, как определил закон, может самостоятельно установить правила для отбора подрядчиков ТСЖ и УК.
РГ: Как будет происходить софинансирование? Министр регионального развития Владимир Яковлев считает, что собственники вполне могут оплатить десять процентов стоимости ремонта. В законе написано "не менее 5 процентов". Кто и как будет "складывать" личные и государственные деньги?
Мукумов: После того, как решение о выделении средств принято, они должны поступить на счет ТСЖ или УК. По закону, собственники должны добавить к этим деньгам свои пять процентов. Контроль также возлагается на муниципалитеты и на Фонд содействия реформированию ЖКХ. В первый год в регион перечисляется 30 процентов от установленного лимита. При оформлении очередного транша надо будет представить документы, в числе прочего, и о том, сколько же денег заплатило население. Если даже 4,9 процента, а не пять, финансирование в дальнейшем будет приостановлено.
На уровне муниципалитета механизм контроля за расходованием средств тоже жесткий. Для получения очередной порции средств нужно будет целиком и полностью отчитаться за предыдущий этап.
РГ: Мы говорили, что жители уже могут составлять заявки в муниципалитет. Понадобится ли для этого принятие каких-то подзаконных актов, методик, утверждение бланков документации?
Мукумов: Все это уже давным-давно есть. Миллиарды рублей запланировано уже в этом году направить на жилищное хозяйство из консолидированного бюджета субъектов РФ. Так что многие программы, сметы уже утверждены. Активно работающие ТСЖ, жилищные кооперативы все это знают. Знают, естественно, и управляющие компании, которые в большинстве пока остаются муниципальными.
РГ: Когда программа фактически стартует?
Мукумов: Сейчас решаются вопросы по организации фонда: это формирование наблюдательного совета, правления фонда, назначение генерального директора, регистрация юридического лица, затем - перечисление из бюджета уставного капитала этого фонда. Думаю, на это достаточно месяца-двух, и потом можно уже будет начинать работу.