Несмотря на то что президент Франции Николя Саркози как-то обвинил Россию в проведении "грубой энергетической политики" и "стремлении доминировать в мире", Москва, судя по всему, решила "подтвердить" прочные и дружественные отношения. Вчера вице-премьер Сергей Нарышкин, отправившийся с визитом во Францию, заметил, что "паузы в отношениях двух стран из-за выборов" не возникло.
В общем, охладить двусторонние отношения пока не удалось никому. В Париже вновь готовы обсуждать экономическое сотрудничество с Россией. Именно за этим сюда и приехал вице-премьер, возглавляющий российско-французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам.
Дебют Нарышкина в этом качестве состоялся еще три года назад, когда он занял пост главы аппарата правительства. Интересы французской стороны защищал тогда министр экономики, финансов и промышленности Франции Николя Саркози. Так что нынешнего президента Франции Сергей Нарышкин знает не понаслышке. Правда, поздравить хозяина Елисейского дворца с четырехмесячным сроком его правления Нарышкину вряд ли удастся. Да и случится это только 16 сентября, когда заседание Совета уже закончится.
Как бы то ни было, но Москва не теряет надежды сделать экономические отношения наших стран еще интенсивнее. Сергей Нарышкин приехал в Париж со старыми и новыми идеями. Со старыми - потому что именно он предлагал три года назад создать совместную инновационную программу на 2005-2006 годы по нескольким направлениям: оптоэлектроника, биотехнологии, робототехника.
А в качестве новых идей - не только активный политический диалог между Москвой и Парижем, который на протяжении последних десяти лет практически заслонил экономическое сотрудничество. Французы вообще предпочитают в отношениях с Россией больше рассуждать о политике, чем развивать экономическую составляющую. И если раньше речь шла о конкретных шагах, таких, как реализация предлагавшегося Москвой механизма конвертации долгов в инвестиции, то с каждым годом это желание становилось все слабее. Как следствие - снижался товарооборот. За три года работы Совета ситуация изменилась: товарооборот стал ежегодно увеличиваться на 30-40 процентов. Правда, в преддверии возможного визита российского премьера Михаила Фрадкова в Париж, который, правда, уже не раз откладывался, французы пытались завершить с сопредседателем Совета - главой аппарата правительства России Сергеем Нарышкиным - обсуждение тем, которые волнуют их бизнес.
У Нарышкина в Париже появился новый визави - министр экономики, финансов и занятости Кристин Лагард. Лагард - одна из немногих женщин в новом правительстве Саркози, возможно, поэтому Нарышкин предпочел начать с культурного вопроса. Да еще и приятного. В Париж российский вице-премьер привез награду - медаль Пушкина - для мэра Канн Бернара Брошана за популяризацию русского языка и культуры. Вот уже 10 лет в этом южном французском городе проходит фестиваль российского искусства. В ответ Нарышкин получил приглашение в следующем году посетить Канн. Отказываться от подобных предложений не принято, да и говорить о том, что уже в марте российский кабинет министров в полном составе отправится в отставку, Нарышкин не стал. Не исключено, что его политическая карьера как раз продолжится...
Впрочем, новый этап российско-французских отношений начнется значительно раньше, нежели в России пройдут президентские выборы: ожидается визит Николя Саркози в Москву 11-12 октября.
Кстати, экономическую составляющую отношений двух стран Совету уже удалось поправить. Теперь, как заметил Нарышкин, французы "стараются облегчить россиянам процедуру получения виз".
- Проблемы, связанные с выдачей виз, являются препятствием на пути развития туризма между двумя странами, - заметил российский вице-премьер, пояснив, что "срок выдачи очень длительный".
Обсуждали главы Совета и проблему социального статуса 300 российских специалистов, которые в начале следующего года начнут работу на космодроме Куру по запуску проекта "Союз" и совместного самолета "Суперджет". Новый самолет, по словам российского вице-премьера, уже в конце сентября будет представлен в Комсомольске-на-Амуре.
Впрочем, не только самолеты интересны россиянам и французам: "Газпром" и французская "Тоталь" в июле подписали соглашение, по которому "Тоталь" получила 25 процентов акций Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. В этом году впервые в истории "Рособоронэкспорт" заключил с промышленной группой "Талес" контракт на поставку тепловизионных камер для российской бронетехники.
Так уж совпало, что визит Нарышкина в Париж пришелся на то время, когда в столице Франции вновь обсуждается проблема противоракетной обороны (ПРО). На переговорах в российском посольстве в Париже американская делегация предложила нашей стране новый вариант сотрудничества в области ПРО. Представитель Госдепартамента не стал уточнять детали американских идей, но заметил, что Вашингтон готов "воспользоваться российскими возможностями" в области ПРО.
Это по сути ответ на предложение российского президента Владимира Путина об использовании расположенной на территории Азербайджана российской Габалинской РЛС. Идея появилась тогда, когда США объявили об установлении компонентов системы ПРО в Польше и Чехии. Россия посчитала, что эти планы представляют угрозу национальной безопасности страны, а президент Владимир Путин пообещал направить ракеты на цели в Европе, если при размещении ПРО российские пожелания не будут учтены.
Но в Пентагоне предложения об использовании Габалинской РЛС не вызвали восторга: по мнению американских военных, станция находится слишком близко к Ирану, чтобы заменить объекты в Польше и Чехии. Следующий раунд переговоров должен состояться 3 октября в Москве. А к концу года, несмотря на противоречия, ожидается подписание окончательного соглашения по компонентам американской ПРО.