Доминирующим настроем перед началом очередной встречи министров стран-членов нефтяного картеля в Вене было сохранение статус-кво, но ряд делегаций настаивали на увеличении квот.
Причиной непростой ситуации в ОПЕК стала экономическая ситуация: мировые цены на нефть не были столь высокими уже больше месяца. На предыдущем саммите министров нефти стран ОПЕК, который прошел 15 марта этого года, уровень добычи было решено не менять. Надо заметить, что решения ОПЕК давно уже стали лишь приблизительным ориентиром, прежде всего сигналом рынку, причем сигналом зачастую недостаточно убедительным. Скажем, нынешняя квота, вокруг которой и шли баталии вчера в Вене, составляет 25,8 миллиона баррелей в сутки на всех членов картеля. Между тем, по данным Международного энергетического агентства, в августе этого года ОПЕК добывала 30,3 миллиона баррелей нефти в сутки. "Вилка" между квотами и реальной добычей и является, по мнению экспертов, главной причиной того, что для мирового рынка решения ОПЕК не являются ключевым фактором. Известны случаи, когда решения об увеличении добычи, вопреки ожиданиям, приводили к дальнейшему росту мировых цен. Все это породило небезосновательные выводы об ослаблении позиций ОПЕК.
Однако традиционно квоты были "яблоком раздора" между странами-членами ОПЕК, которые не имеют иных рычагов воздействия на рынок. В прошлом году Иран даже заявлял о готовности выйти из состава ОПЕК, если его идея сократить добычу на 10 процентов и извлечь максимум выгод от последующего роста цен не найдет поддержки. Тогда ОПЕК не вняла этому демаршу второго по объему добычи своего члена, после Саудовской Аравии. Сейчас ситуация иная, и министр нефти Ирана Казем Вазири Хамане заявил в преддверии встречи в Вене, что Иран не поддержит повышение квот на добычу. Нефтяные министры Ливии и Катара также считают, что созданы значительные мировые запасы нефти, которые позволят экспортерам не увеличивать добычу.
Однако возник другой вызов. В последнее время участники рынка настаивают на увеличении объемов поставок нефти. Месяц назад Международное энергетическое агентство прямо призвало ОПЕК принять решение о повышении квот, поскольку рост мирового потребления нефти в следующем году может превысить нынешние объемы нефтяных поставок. Близится и отопительный сезон в Северном полушарии.
По оценкам наблюдателей, нестабильность рынка, на котором налицо значительные колебания цен в диапазоне до 30 процентов, не может устраивать ОПЕК, которая считает экономически обоснованной цену в 60-65 долларов за баррель. И потому нельзя исключать, что нефтяной картель может предпринять попытку сбить цены на сырье, временно нарастив добычу. Такой подход поддерживают Саудовская Аравия и Ирак. Вопрос о том, может ли дебатируемое повышение нынешних квот на 500-700 тысяч баррелей в день стабилизировать рынок, остается открытым. А пока в день саммита ОПЕК менее 50 центов отделяло цену на нефть от исторического рекорда в 78,77 доллара за баррель, достигнутого 1 августа этого года.
В Вене выступил и представитель России, заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус. "Мы уверены, что регулярный обмен мнениями между ключевыми игроками на глобальном энергетическом рынке будет способствовать стабильному развитию этого рынка. Мы открыты для таких консультаций", - заявил он, отметив, что Россия уже накопила опыт подобного сотрудничества в отношениях с Европейским союзом.
Досье "РГ"
Членами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) являются Алжир, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла. Россия имеет статус наблюдателя. В странах картеля сосредоточено две трети разведанных запасов нефти в мире.