Все виды транспорта объединятся в единую эффективную транспортную схему, которая будет работать на развитие экономики, обороноспособность страны и на ее "увеличившее свою подвижность" население. Действующая федеральная целевая программа модернизации транспортной системы России 2002-2010 гг. в целом успешно справляется с поставленными перед ней целями. И, по словам Левитина, может быть завершена уже в 2009 году, на год раньше запланированного срока. Тем временем готовится новая федеральная целевая программа, которая будет называться "Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010-2015 годах. Она учтет задачи, поставленные президентом в Послании Федеральному Собранию. Разрабатывается также долгосрочная стратегия развития железнодорожного транспорта. "Плотность железнодорожной сети по максимальному варианту возрастет на 23 процента при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности железных дорог. Объем перевозок транзитных грузов возрастет более чем в три раза", - сообщил думцам Левитин.
Он рассказывал им о высококачественных скоростных автомобильных дорогах, которые протянутся в европейской части России с севера на юг, из центра на Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири, и образуют международные транспортные коридоры.
Сеть скоростных автомагистралей будет создаваться на основе механизмов государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетных инвестиций. А с 2011 года автомобильные дороги федерального значения и искусственные сооружения получат полное госфинансирование, которое позволит содержать их в "нормативном состоянии". Игорь Левитин заверил депутатов, что на огромных просторах нашей Родины все меньше будет оставаться сел, к которым не идут никакие дороги. Будет создана национальная опорная аэродромная сеть, обеспечивающая устойчивый рост перевозок воздушным транспортом и эффективное функционирование отрасли. Займут свое место в транспортном строю портовые комплексы, возродятся каналы. И пробок на дорогах не будет даже в Сочи, который готовится принять олимпийцев. "Ведь мы говорим об эффективной транспортной системе, а она никаких пробок не предусматривает", - объяснил Левитин народным избранникам. И уточнил - дороги пойдут в обход крупных городов. Пожаловался Игорь Левитин только на отсутствие законов, которые позволили бы реализовать все эти замечательные программы и планы, и укорил депутатов за медлительность. Но парламентарии критики на свой счет не приняли. Как заявил председатель думского Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, тормозит законотворчество, связанное с развитием транспортной инфраструктуры, Белый дом, где органы исполнительной власти кивают друг на друга, а четко определенных границ ответственности между министерствами и ведомствами нет. Язев отметил бессистемный характер деятельности исполнительной власти. Бессистемным, по его словам, является уже тот документ, который принят правительством как реакция на Послание президента. "Из Послания механически выдернуты те проблемы, на которых остановил свое внимание президент, и оформлены в виде поручения. Сказал президент: есть проблема, а не сказал - нет проблемы". Президент, говоря о внутренних водных путях затронул проблемы Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов. В распоряжении правительства только о них и говорится, как будто нет других проблем, "как будто не пришли в упадок судоходные сооружения Беломоро-Балтийского канала, как будто не чревато техногенными катастрофами состояние гидротехнических сооружений, как будто не исчез речной транспорт в районах Сибири и Дальнего Востока, где альтернативой ему является только авиация, недоступная карману большинства местного населения". Что же касается стратегических подходов правительства, заметил Язев, "то это какое-то лоскутное одеяло". Острейшая нерешенная проблема - безопасность на транспорте. Одна за другой происходят авиа- и железнодорожные катастрофы. (Кстати, Игорь Левитин проинформировал депутатов, что страховые выплаты родственникам пассажиров, погибших в авиакатастрофах, будут увеличены до двух миллионов рублей.) Что особенно печально - продолжается рост числа смертей на дорогах. Истинная причина большинства случаев ДТП, - считает Язев, - в непродуманной организации дорожного движения.
Депутаты обещали активно участвовать в решении всех этих проблем. "Если правительству не хватает ресурсов финансовых, людских, интеллектуальных - обращайтесь в Думу, - предложил Валерий Язев, - мы всегда готовы помочь".