Новости

13.09.2007 03:10
Рубрика: Экономика

Страхование на продажу

Готовятся ли российские компании "сдаться" иностранцам
Ведущие российские страховые компании готовятся к продаже своего бизнеса иностранцам. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства "Эксперт РА" по результатам исследования рынка страхования за первое полугодие. По их мнению, вместо проведения успешных сделок целый ряд компаний могут "бесславно уйти с рынка", стать банкротами или быть проданными намного ниже своей потенциальной стоимости.

Причиной тому послужило усиление конкуренции на рынке после прихода на него иностранных страховщиков. По словам аналитиков, это заставляет отечественных страховщиков - помимо их желания - соответствовать международным стандартам ведения бизнеса и повышать качество услуг. В итоге на рынке страхования останутся только сильные компании, которые уже сейчас четко представляют себе свое развитие в долгосрочной перспективе. И это неплохо, но есть и другая сторона происходящего. Впрочем, такое развитие событий давно прогнозировалось специалистами. По их мнению, дополнительным толчком к этому стало открытие российского страхового рынка для филиалов иностранных страховщиков, которое ожидается после вступления России в ВТО. И "первые ласточки" уже появились.

Как констатируют аналитики, все больше российских страховых компаний в своем бизнесе стали преследовать лишь одну цель - продажу иностранцам. Такая ситуация может привести к тому, что они станут наращивать страховые портфели любыми методами - чтобы "отдаться подороже", уже не заботясь об убытках. А это может сильно подорвать их платежеспособность и отразиться на клиентах.

КОМПЕТЕНТНО

Эдуард Гребенщиков,

руководитель управления аналитики и международного сотрудничества Всероссийского союза страховщиков:

- Смена владельца или менеджмента мало затрагивает интересы добропорядочного клиента, поскольку страховая компания, как правило, стремится его сохранить, как и квалифицированные кадры, такова нормальная логика.

Защита интересов страхователя становится актуальной, когда одна страховая компания передает свой портфель договоров другой (вынужденно при банкротстве или добровольно при плановой реорганизации).

Способны ли российские страховщики правильно вести свой бизнес, проявлять осмотрительность и предусмотрительность? Пока еще российские страховые компании очень крупных рисков на себя не принимают. Это первое. Если история компании насчитывает 10-15 лет (а есть еще и история ее выплат), то это большой плюс. Это второе. Далее, не дремлет и наш Росстрахнадзор, который следит за тем, чтобы активы страховщика покрывали его обязательства. Это третье. И, наконец, уже есть и будут коллективные гарантии со стороны объединений страховщиков.

Ну а тот факт, что зарубежные страховщики (назовем их профильными и стратегическими, а не спекулятивными инвесторами) заплатили в некоторых случаях сотни миллионов долларов за вхождение на российский рынок, говорит о том, что отечественные страховые компании чего-то стоят и многое умеют. Именно это и следует иметь в виду российскому страхователю, когда он размышляет над тем, кому передать свои риски.

Теперь об утверждении экспертов, что российские страховщики стоят на грани того, чтобы распродать свой бизнес чуть ли не в массовом порядке. Будь это так, цена страховых компаний резко упала бы и наблюдался переизбыток предложения.

С другой стороны, где взять столько покупателей на такой весьма специфический товар, как страховой бизнес с его сложным набором рисков, со всей их непредсказуемостью и портфелем договоров.

Накануне 1 июля 2007 года, а именно к этому сроку страховщики должны были повысить свой уставный капитал, также было много разговоров о том, что произойдет "массовый отстрел" страховщиков, что в зоне риска - сотни страховых компаний.

Однако подавляющее большинство страховых организаций этот рубеж преодолели, удачно капитализировались, а лицензии были отозваны (или сданы добровольно) только у 35 компаний. Вообще страховые компании, их менеджмент и владельцы, как правило, дорожат своим страховым делом и бьются "до последнего", чтобы его сохранить.

К тому же есть примеры, когда россияне продают долю (в том числе иностранцам) в одной компании и вслед за этим приобретают пакет акций другой отечественной страховой компании.

Попробуем теперь порассуждать и о том, что иностранцы скупят всех и захватят весь рынок. Если взять первую дюжину международных страховщиков, лидирующих по сборам, то в России пока присутствуют лишь 6 из них и еще одна пребывает в роли "спящего акционера" (правда, сейчас российские партнеры пытаются его "разбудить").

Переговоры же о покупке компаний и долей ведутся постоянно, занимают очень долгое время, но далеко не все материализуются в конкретные соглашения. В других случаях нерезиденты предпочитают не покупать готовый бизнес, а создавать компании с нуля (greenfield investments). Так поступили, например, голландская ING и американская корпорация Эйс (первая - после 10-летней подготовки и изучения условий). Вообще говоря, присутствие солидного иностранного акционера выглядит плюсом в глазах потребителя страховых услуг, как и перестраховочная защита застрахованных в России рисков за рубежом.

Так возможен ли переизбыток иностранного присутствия, который приведет к падению рентабельности страхового бизнеса (но одновременно и к снижению тарифов для страхователей)? Теоретически - да, но сейчас такая перспектива не просматривается. Пока что речь идет не столько о переделе рынка, сколько о его развитии.

Экономика Страхование
Добавьте RG.RU 
в избранные источники