Фильм "12" получил приз "Золотой лев" на 64-м международном кинофестивале в Венеции. Вот что рассказал Никита Михалков, вернувшись из Венеции:
"Я предполагал, что эта картина больше для нас, и никаких особых надежд на получения приза не было. Но произошло невероятное. Фильм показывали в последний день фестиваля, когда практически все было понятно. Я сидел в зале и наблюдал за зрителями. Меня поразила адекватность реакции публики, совершенно чуждой, на первый взгляд, к нашим проблемам. Это невероятно удивило и порадовало. Наша картина с замечательными русскими актерами перевернула здесь весь расклад, который был..."
Артист Виктор Вержбицкий в фильме "12" сыграл одного из присяжных. Именно его персонаж убедил присяжных, что чеченский мальчик не виновен, а его приемного отца убили строительные коммерческие фирмы. Накануне премьеры корреспондент "СОЮЗа" встретился с В. Вержбицким.
- Кто ваш персонаж?
- Инженер-строитель. Съемки проходили в павильоне, в одном месте действия. Это спортивный школьный зал, где проводилось заседание присяжных заседателей. Первый раз мы собрались в объединении "ТРИТЭ" и прочитали сценарий. Затем прочитали по ролям - этот репетиционный период, давно забытый в кино, был очень интересным. Этим мы занимались две недели. Затем перешли к поиску внешнего вида персонажей - грима, костюмов, пластического грима. Затем перешли в павильон и провели там полных два месяца. От нас потребовался отказ от прочих работ: съемок, репетиций в театре. Так два месяца мы провели на съемочной площадке. Репетиции по продолжительности заканчивались в четыре утра. Поскольку все 12 актеров должны были постоянно находиться в кадре, Никита Михалков заключил со всеми строгий контракт. Главное условие - на время съемок артисты не могут участвовать в других проектах. Исключением стал Валентин Гафт. Его Никита Сергеевич отпускал на спектакли, а в это время проводил репетиции с другими актерами.
- Михалков давал возможность импровизации в контексте роли?
- Мы работали свободно, спокойно, позволялись мнения, предложения. Атмосфера были доброжелательной. Михалков сказал, что он бесконечно благодарен всем актерам за то, что они совершенно беззаветно пошли на эту работу. Острая тема не только проявляла твои профессиональные навыки, но, что, на мой взгляд, самое ценное, гражданскую позицию, что нами уже давным-давно забыто. Что было позволительно сделать в рамках твоей роли по сценарию фильма, оказалось очень интересным. Артист не только артист, но еще и гражданин, личность.
- В чем это выражалось?
- В импровизации, неравнодушии, не в игре, а в существовании в кадре и в эмоциональном отношении к факту, который расследовался, - к обвинению предполагаемого преступника.
- Михалков утверждает: в каждом фильме важна атмосфера. Как она создавалась на площадке?
- Атмосферу диктовало само событие, процесс его исследования. Каждый из персонажей должен был принять решение: виновен или невиновен мальчик? И при этом нужно было руководствоваться не только буквой закона, но и своей совестью. И потому возник суд присяжных. Тут собрались бесстрастные и объективные люди, не профессионалы в юриспруденции, но люди совестливые. Атмосфера, в которой все происходило, была продиктована именно этим: как проявляется твоя личностная или гражданская позиция.
- Фильм "12" снимали в логической последовательности. Что это за прием?
- Это театральный прием. Кино часто снимается вразнобой: снимают конец, а потом начало.
- Вы завидовали чей-то игре?
- Профессионально мы хорошо сошлись. Атмосфера была трепетной, поскольку на площадке работали звезды. Не каждому можешь сказать: "Это - коллега", рядом были твои кумиры. Но во время съемки процесс настолько захватил, что пиетет уже не мешал, а только помогал.
- Фильм может стать учебным пособием для студентов?
- Тут я с вами соглашусь. Когда смотрел фильм, поймал себя на мысли, что не слежу за игрой артистов. Не замечаешь, что это артист Петренко, артист Гафт, настолько захватывала тема происходящего. В фильме создано ощущение документальности. Как будто присутствуешь на реальном собрании и подглядываешь. Создан эффект правдоподобности.
- Где вы еще снимались?
- У Никиты Михалкова в "Сибирском цирюльнике". В фильмах Бекмамбетова "Ночной дозор" и "Дневной дозор". В "Дозорах" я играл мага.В Беларуси были съемки в фильме Юрия Мороза в сериале "Каменская".