14.09.2007 03:57
    Поделиться

    Евгений Гонтмахер: правительство Зубкова не будет временным

    Если бы кто-то сказал еще несколько дней назад, что правительство Михаила Фрадкова 12 сентября уйдет в отставку, то этому мало кто бы поверил.

    С одной стороны, такого рода слухи возникали многократно, но тут же бесследно исчезали. С другой стороны, правительство, несмотря на отдельные огрехи, по крайней мере в целом не портило картину набирающей силу стабильности.

    И все-таки отставка состоялась. Более того, в тот же день стала известна фамилия нового премьера - в том, что кандидатуру Виктора Зубкова Госдума сегодня утвердит, ни у кого не вызывает сомнений. Такое быстрое развитие событий показывает, что действия президента не были импульсивными. Началась реализация достаточно длинного политического плана, направленного на то, чтобы создать новую конфигурацию власти после выборов 2008 года.

    Уже через несколько дней кабинет Виктора Зубкова будет сформирован. И он, на мой взгляд, не станет временным, несмотря на то, что после инаугурации нового президента правительству придется сложить свои полномочия.

    Думаю, что те, кого назначат сейчас вице-премьерами и министрами, за редкими исключениями, будут переназначены. Задача Виктора Зубкова как раз и заключается в том, чтобы новый президент не тратил драгоценные месяцы на формирование новой структуры правительства и подбор его персонального состава. А с первого же дня своей работы мог опираться на команду, которая будет заточена на продолжение политики, сложившейся при Владимире Путине.

    Фактически за время, оставшееся до мая следующего года (когда приступит к работе следующий президент России), Виктору Зубкову и предстоит создать такую команду, проверив в реальной работе. А окончательную дошлифовку кабинета министров, удалив тех, кто не выдержал испытательного срока, может произвести уже новый президент. Хотя, повторюсь, это, видимо, будет лишь очень незначительная корректировка.

    Основную работу по формированию правительства берет на себя Владимир Путин. Именно он утвердит новый набор министерств и назначит их руководителей. И в этом, а не в выборе конкретной фигуры следующего лидера страны я вижу стремление нынешнего президента обеспечить преемственность своему курсу. А Виктор Зубков, как опытнейший управленец, реализует президентскую волю на практике. Именно так я понимаю вроде бы весьма обтекаемое заявление Владимира Путина, сделанное во время встречи с Михаилом Фрадковым: "Нам всем вместе нужно подумать на тему о том, как выстроить структуру власти и управления с тем, чтобы они лучше соответствовали предвыборному периоду и подготовили страну к периоду после выборов в парламент и после президентских выборов в марте 2008 года".

    Не хочу гадать на кофейной гуще, кто же именно станет следующим российским президентом, но маневр, произведенный в отношении правительства, говорит о том, что в 2008 году может произойти перераспределение власти от Кремля к Белому дому. Кто бы ни стал президентом - это, очевидно, будет человек, который во время избирательной кампании будет апеллировать к своей идейной близости к Владимиру Путину, заявит о продолжении его курса. Поэтому отказаться от фактически сформированного именно Владимиром Путиным правительства он не сможет - по крайней мере на первых порах. Поэтому приступившая без всякой раскачки к работе команда, возглавляемая премьером (возможно, все тем же Виктором Зубковым) автоматически становится центром принятия решений в то время, пока президент будет формировать собственную администрацию, да и просто привыкать к своему новому положению.

    Снова же не будем гадать, что будет дальше, когда новый президент укрепится. Ясно одно - возвращения к нынешней ситуации, когда Владимир Путин фактически принял на себя значительную часть функций по руководству правительством, не будет. Начнет складываться какая-то новая конфигурация. Главное, чтобы это не вылилось в подковерную борьбу различных группировок, а пошло на пользу стране, которой уже в ближайшие годы предстоит встретиться с целым рядом внутренних и внешних вызовов и на них попытаться достойно ответить.

    Хочу остановиться только на некоторых из этих вызовов.

    Прежде всего России нужно сориентироваться в пространстве и во времени с тем, чтобы наметить амбициозные и в то же время реальные цели движения минимум на 15-20 лет вперед. Уже понятно, что наши сильные стороны - наличие уникальных природных ресурсов, транзитное положение между Азией и Европой и все еще конкурентоспособный человеческий капитал. Но очевидно, что все эти преимущества нужно развернуть другими, чем сейчас, сторонами. Не просто извлекать сырье из недр, а заниматься его глубокой переработкой. Не просто гордиться нашими огромными просторами, а создавать наисовременнейшую транспортную инфраструктуру. Не просто повторять давно устаревшую мантру о том, что мы самые умные и образованные, а переплавить эти задатки через такую систему подготовки кадров, которая дает реальную компетенцию, а не дипломы-пустышки.

    В итоге действительно коллективных размышлений и дискуссий должна появиться программа долгосрочного развития России, а не набор красивых, но ни к чему не обязывающих намерений. Возглавить эту работу должно, видимо, обновленное министерство экономики, освобожденное от многочисленных побочных дел, например регулирования торговой деятельности. При этом важно не впадать в макроэкономический раж, сводя прогноз лишь к длинным рядам цифр, а сосредоточиться на формулировании целей развития и механизмов их достижения. Естественно, что для координации работы минэкономразвития и ведомств, занимающихся инновациями, конкретными производственными отраслями и инфраструктурой, нужен первый вице-премьер.

    Никуда нам не деться и от прорыва в решении социальных вопросов. В федеральном бюджете на 2008-2010 годы фактически замораживаются расходы на образование, здравоохранение и культуру. Да, простое закачивание денег в эти сферы никакого качественного сдвига в ситуации не дает. Значит, надо придумать, как этот сдвиг обеспечить, а потом все равно направить туда принципиально иные объемы средств, чем это делается сейчас. Речь должна идти не менее чем об удвоении доли социальных расходов в ВВП, что на самом деле может стать самыми эффективными инвестициями в обеспечении российского прорыва в будущее.

    Мне уже приходилось писать в "Российской газете" о том, что министерство здравоохранения и социального развития, к сожалению, не справляется с грузом накопившихся в стране проблем. Для более детальной проработки вопросов, видимо, целесообразно на его месте создать министерство здравоохранения, министерство труда и Федеральное агентство по вопросам семьи и социального обеспечения. Также, видимо, целесообразно вернуть министерство образования, сосредоточив его работу на реанимации школы, а также профессионального образования. Весь этот конгломерат управленческих структур (а также проблемы культуры, спорта) должен координировать первый вице-премьер, сферой ответственности которого является исключительно человеческий ресурс страны.

    Россия - федеративное государство, но это конституционное положение становится все более абстрактным. Речь идет прежде всего о финансовой самостоятельности регионов. Нельзя признать нормальной ситуацию, когда из 85 субъектов Федерации лишь 20 не нуждаются в регулярной подпитке из федерального бюджета. Стратегической целью должно стать обеспечение обратного положения. Это же требование времени в полной мере относится и к муниципалитетам, подавляющее большинство которых существует без достаточных собственных финансовых источников. Ненормальная централизация налоговых поступлений зачастую не позволяет распространить в глубь России даже самые прогрессивные начинания федеральных властей, препятствует запуску механизмов саморазвития на региональном и местном уровнях.

    Чтобы переломить ситуацию, требуется еще раз взглянуть на налоговую и межбюджетную политику. И это не проблема министерства финансов, главная функция которого разрабатывать федеральный бюджет, исходя из целей и принципиальных установок, поставленных перед ним президентом и правительством. Здесь я вижу необходимость наличия сети востребованных властью, но независимых аналитических центров, которые и должны обосновывать и предлагать принципиальные решения не только по проблемам налоговой политики и межбюджетных отношений, но и по широкому кругу вопросов нынешней национальной повестки дня.

    Поделиться