14.09.2007 03:00
    Поделиться

    Трагедия семьи Морозовых легла в основу проекта музея истории раскулачивания

     

     

    75 лет назад убили Павлика Морозова. Личная трагедия его жизни, смешавшаяся с социальной трагедией страны, запутавшаяся в ней, не выводит погибшего Павлика из поля общественного переживания. В Екатеринбурге открылась выставка, посвященная 75-летию со дня смерти Павлика Морозова.

    - Мысль создать такой проект пришла ко мне несколько лет назад после поездки в Герасимовку - на родину Павлика Морозова, - говорит одна из создателей выставки, председатель Екатеринбургского общества "Мемориал" Анна Пастухова. - В этой деревеньке миф о пионере-герое советских времен жив до сих пор. Конечно, многие представления в корне неверны, противоречат фактам, но жизнь коренных обитателей Герасимовки неразрывно связана с историей о Павлике. Каждый год они приходят на место, где предположительно убили пионера, чтобы почтить его память.

    Советские учебники истории все как один провозглашали Павлика героем-мучеником, погибшим за правое дело коллективизации: он сдал властям своего отца, который помогал крестьянам уехать в город до того, как их раскулачат, и был убит своими родственниками. Однако сегодня никто не может однозначно заявить, кто в той трагедии был прав, кто виноват. Драма семьи Морозовых - не единичный случай той эпохи. Это лишь наиболее яркий образ жертв раскулачивания. И на его примере проще всего уяснить дух 30-х годов прошлого столетия, когда идеология порой была сильнее семейных уз.

    В выставочном помещении общества "Мемориал" представлен проект целого музея, который рассказывает об истории 30-х годов прошлого века.

    Двухэтажное деревянное здание школы в Герасимовке, которое в советские времена выдавали за альма-матер пионерского идола, сейчас практически пустует. Оборудованным остался один класс. Черные парты с откидными крышками, бюст Павлика, портреты Ленина и Сталина, напольные счеты, букварь, по которому якобы учился читать пионер.

    - На самом деле никакой школы в 30-е годы прошлого века в Герасимовке не было, - говорит Анна Пастухова, - дети собирались у кого-нибудь дома и занимались с одним учителем.

    По замыслу создателей в школе должен располагаться Музей истории раскулачивания и коллективизации на Урале и в России. Перешагнув через порог школьной двери, человек входит на лестницу и попадает под огромное красное колесо, словно перекатывающееся через личность. По мнению художника Юрия Калмыкова, это наиболее точно символизирует механизм эпохи репрессий. Затем - первый зал, посвященный истории освоения тех мест, в витринах вдоль стен - предметы крестьянской утвари. Предметы быта становятся все более ветхими - крестьянство умирает.

    Второй зал - об истории раскулачивания. Огромный куб, наполненный отборным пшеничным зерном - всего около тонны. Во время раскулачивания, посчитали художники, погибло примерно столько людей, сколько зерен в тонне пшеницы. Это зерно - образ невинно гибнущих людей. Третий зал - история семьи Морозовых, рассказ об их семейной драме, четвертый - реконструированный учебный класс.

    - Музей - это не просто несколько разложенных исторических листочков, это еще и вовлечение людей, увлечение их материалом, - уверена Анна Пастухова. - Нам бы в самом деле хотелось, чтобы история жила в Герасимовке, чтобы туда приезжали на экскурсии дети. А в таком музее, который задуман в проекте, каждый смог бы погрузиться в атмосферу и пространство того времени.

    Интересно, что в этом году проект музея истории раскулачивания представили на Международной конференции мест памяти в Польше. И несмотря на то, что участие принимали хранилища старины со всего мира, этот макет признали самым интересным.

    Для того чтобы сделанный из картона музей стал реальностью, нужны немалые деньги - около ста тысяч долларов. Но если средства найдутся, старая школа в Герасимовке и сама Герасимовка обретут новую жизнь.

    Читайте также:  

    14.09.2007 В борьбе за дело
    18.11.2004 Житие святого Павлика

    Поделиться