Уральцы не знают, как вызвать "скорую" по мобильнику

В одном из уральских водоемов утонул мальчик. Примчавшиеся на место трагедии телевизионщики подметили, что ребенка можно было спасти, но никто на берегу, имея сотовые телефоны, не знал, как позвонить в "скорую помощь". А затем этот же ведущий со знанием дела сообщил, что звонить следует по телефону, который всем известен по голливудским фильмам 911.

Один и без связи

А вот еще один эпизод. В Уральское представительство "РГ" обратилась читательница, взволнованная недавним происшествием:

- Приходит домой мой муж и рассказывает, что недалеко от нашего дома лежит окровавленный мужчина без сознания. Вокруг него, как водится, толпа зевак. Муж попытался позвонить в службу спасения, но его ждало разочарование. На звонок с сотового телефона служба 01 не отвечает.

Мы тут же с мужем попробовали снова позвонить, но услышали сначала долгие гудки, а затем произошел автоматический сброс вызова. И тут, как говорится, задело за живое. Решили использовать домашний телефон и набрали 03. Конечно, извинились, что занимаем линию, но попросили научить, как все же действовать, если, не дай Бог, что-нибудь произойдет вдали от дома. Ответ был такой: "А чего вы сюда звоните? Спрашивайте у своего оператора связи!" Вот это да! Оказывается, наше спасение зависит от той компании сотовой связи, которую однажды мы выбрали? И самое главное теперь запомнить, как "Отче наш", телефон своего оператора!

Ленивы и нелюбопытны?

"РГ" решила провести еще одно наблюдение, чтобы проверить, насколько массово это явление. Мы одновременно опросили группу людей - учеников седьмого класса одного из лицеев. Все они имеют сотовые телефоны. Однако из 26 человек ни один не назвал нужных трехзначных комбинаций. Поступали предложения набирать 01 вместе с кодом города, вызывать SOS с помощью введения PIN-кода, примерно половина предложила вызвать службу спасения по 112 или 911, остальные называли двузначные стационарные номера.

Абсурдная ситуация! Каждый сейчас имеет в кармане мобильник, но случись что (тьфу-тьфу-тьфу, конечно!), человек становится беспомощен. Мы с детства назубок заучили правила набора экстренных служб со стационарного телефона. Но ведь большинство-то ЧП происходит как раз за пределами домов и офисов, там, где сотовый - единственная связь с дежурными службами.

Между тем во всех справочниках абонента сотовых компаний Свердловской области есть информация о правилах набора дежурных служб. Только в одной она до сих пор отсутствует, но ее на днях обещают внести в обновленную версию справочника. Выходит, что люди просто не акцентируют внимание на полезных телефонах?

- Скорее всего, так и есть, - комментирует ситуацию заместитель начальника отдела информации, пропаганды и связи с общественностью главного управления МЧС РФ по Свердловской области Наталья Васильевна Зырянова. - Сейчас при покупке телефона и подключении в основном обращают внимание на комплектацию аппарата, тарифные планы, а знание номеров экстренных служб приобретается порой слишком дорогой ценой. Пока не случится несчастье, люди не интересуются ими.

Идем дальше: что может предложить реклама?

- Практика показывает, что самая действенная реклама дается в средствах массовой информации, а также внутри салонов транспорта, в метро, - говорит генеральный директор одной из крупных рекламных групп Екатеринбурга Андрей Шишмаков. - А вот уличные видеомониторы не так активно справляются со своей задачей. Информацию лучше дать в виде социальной рекламы в бегущей строке, на листовках. Вопрос только в том, заинтересуется ли администрация города регулярным информированием населения.

Никто не против

- Безусловно, - отвечает начальник отдела связи и коммуникаций администрации Екатеринбурга Владимир Булатов. - В принципе, такое возможно, но вы первые, кто поставил эту проблему. О правилах набора экстренных служб население обязаны информировать сами службы, сотовики же могут делать это по своему усмотрению - в виде СМС-рассылок либо на сайте. Будем думать, как тут может повлиять администрация.

И действительно, за решение проблемы ведомство взялось немедленно. В офисы шести крупнейших компаний сотовой связи были разосланы официальные запросы, в которых муниципалитет интересовался, какие виды информации компании могут доводить до абонентов. По поводу бегущих строк и листовок в транспорте тоже обещали навести справки.

Дали информацию о правилах набора дежурных служб в новостную ленту городского сайта. По словам журналиста сайта Александры Бабуриной, возможно, в дальнейшем у них появится специальный раздел "Полезные телефоны", в котором дежурные телефоны будут размещены постоянно.

На следующей неделе впервые (и с нашей же подачи) все те же телефоны будут фигурировать в городской бесплатной газете, в редакции которой нам пообещали повторять такой раздел еженедельно на полосах телепрограммы. А это уже кое-что.

Как бы то ни было, все, с кем мы общались, отвечали с живым интересом, приводили примеры из повседневной жизни. Собеседники предложили помещать рекламу на заставках в терминалах для приема платежей, выбивать номера на крышках сотовых телефонов, обязать операторов проговаривать эти телефоны каждому вновь подключаемому абоненту. Да в городских инстанциях заверили, что готовы информировать людей о способах вызова экстренных служб. Осталось заверения претворить в жизнь.