14.09.2007 05:28
    Поделиться

    Франция и Германия призвали к более жестким мерам в отношении России

    Президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель обратились к европейским правительствам с просьбой применять более жесткие меры в отношении стран, чья политика подрывает конкурентоспособность европейского бизнеса.

    Речь прежде всего шла о России и Китае. По данным газеты "Файнэншл таймс", на встрече в Париже руководители Франции и Германии заявили о необходимости проведения совместной политики по иностранным экономикам. И договорились вынести этот вопрос на неформальную встречу глав правительств членов Евросоюза, которая пройдет в Португалии 18 октября.

    Почему страны - "локомотивы" экономики ЕС столь ревниво отнеслись к попыткам Москвы и Пекина выйти с инвестициями на европейский рынок, "Российской газете" рассказал эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.

    - В течение 1990-х годов Россия пыталась решить, нужно ли открывать свои рынки для западных инвесторов? Соблюдать ли ей общепринятые либеральные правила игры? Москва понимала, что мировой капитал ограничивать нельзя. Он плывет туда, где ему выгодно. Поэтому Россия приняла правильное решение открыть свой рынок для западных инвестиций.

    До 2007 года капиталы в основном плыли с запада на восток. Теперь они поменяли свое направление. Россия начинает вкладывать свои нефтедоллары в западную экономику. Кажется, все складывается идеально: исполняется мечта международного сообщества - Россия и полноценно интегрируется в мировую экономику.

    Но не тут-то было. Европа с опаской начала поглядывать на сильную Россию. В Германии, которая всегда хвасталась своей полной открытостью в отношении иностранных инвестиций, поднялся небывалый шум по поводу российского государственного капитала. Он, по мнению западных политиков, в состоянии проглотить стратегические промышленные объекты Германии и других западных стран.

    Немецкие государственные деятели задаются вопросом: Зачем мы приватизировали "Дойче телеком", если он теперь может стать "Русским телекомом"?

    Страх потерять свои стратегические объекты стоит за обсуждением идеи Германии и Франции о создании специального органа, который будет фильтровать нежелательные иностранные инвестиции на западные рынки. При этом всем понятно, что такой орган нарушит правила либеральной торговли.

    Дискуссия о возможной экономической экспансии России крайне политизирована. Ее можно суммировать следующим образом: "кто дал право России использовать благополучную конъюнктуру на мировых энергетических рынках и своими быстро заработанными нефтедолларами скупать те ключевые фирмы на Западе, которые создавались там десятилетиями через медленное накапливание капитала?".

    В Берлине и Париже всерьез считают, что кто-то в Кремле приказывает российским олигархам скупать ту или иную структуру на Западе. Европейцы задаются вопросом: что произойдет, если Москва захватит в свои руки рычаги управления экономикой Европейского союза?

    Отрицательная реакция Германии и лично канцлера Ангелы Меркель на экономическую экспансию России связана с тем, что в ведомстве канцлера сложилось впечатление, что ваша страна решила резко ограничить участие западных инвесторов в проекте модернизации России.

    Как выйти из этого положения? Неужели Евросоюз действительно откажется от заманчивого предложения президента России Владимира Путина, согласно которому западные концерны могут получить право добывать природные ресурсы на территории России. Но только в обмен на разрешение российским компаниям напрямую снабжать европейских потребителей газом и нефтью.

    Не исключено, что Запад действительно отвергнет это предложение российского лидера. Евросоюз, видимо, принимает судьбоносное для себя решение отказаться от интеграции с Россией и сражаться с азиатскими капиталистами самостоятельно.

    Здесь речь идет о потере доверия между Западом и Россией. Необходимо укрепить доверие друг к другу и эффективнее развивать двусторонние связи. Но в реализации этой задачи мешает "черный пиар" и негативный имидж российского бизнеса на Западе.

    Этот фактор российские предприниматели не учли, когда стали быстро и довольно грубо продвигаться на западные рынки. Теперь перед ними стоит задача срочно уничтожить страх европейской общественности перед российским капиталом.

    Москва должна открыто объяснить и доказать западной общественности, что Россия не собирается захватывать западные рынки, а напротив, стремится работать на Западе в рамках общепринятых правил либеральной торговли, которые Запад применяет в отношении России.

    Но и европейские политики должны понять: Россия на западных рынках чувствует себя незаслуженно и несправедливым образом отвергнутой и изолированной. Они также должны отдавать себе отчет в том, что в этих условиях Москва может не дожидаться интеграции с Западом и пойти на сближение с азиатскими странами и фирмами. В результате Евросоюз столкнется с еще более сильным конкурентом и будет жалеть, что раньше отвергал Россию.

    Поделиться