Она появилась в эфире на минувшей неделе в рамках цикла "Ничего личного" - авторской программе Татьяны Малкиной ("ТВ Центр").
Диспозиция
Вопрос был поставлен ребром: сериалы - зло или добро? Категоричность телеведущей Татьяны Малкиной несколько смутила участников диспута. Все-таки трудно держаться какой-либо из двух точек зрения, имея перед глазами, с одной стороны, такие недавние образцы, как "Завещание Ленина", "Доктор Живаго" и в "Круге первом", а с другой - образчики "Сталин. Live" и многочисленные криминальные сериалы, коим имя - "Легион".
Тем не менее шоу есть шоу, а игра в него есть игра. Посему мы условно разделились на две команды. За команду "Сериалы - это добро" выступили режиссер Дмитрий Астрахан, актер Валерий Баринов и телекритик Арина Бородина. За команду "Сериалы - во зло" - режиссеры Павел Лунгин, Юрий Грымов и телекритик Юрий Богомолов.
Активнее и энергичнее других был автор наиболее успешного в начале 90-х сериала "Зал ожидания" Дмитрий Астрахан. Огромное количество неряшливых, бездарных многосерийных повествований его не смущает. Но зато смущает его коллег - Павла Лунгина и Юрия Грымова, тоже, между прочим, отметившихся на поприще сериального производства. Первый - созданием неоцененного ни критикой, ни зрителями "Дела о "мертвых душах". Второй - "Казусом Кукоцкого", замеченным на "Нике" кинематографистами, но, судя по рейтингу, не особо заинтересовавшим зрителей. Оба настаивали на очевидной (для них) вредности сериального бума.
Объективнее всех была Арина Бородина, внимательно отслеживающая в своей газете динамику зрительских предпочтений. Она констатировала, что сериал - это на сегодняшний день самый востребованный продукт, и кто бы что бы ни говорил, ему быть, жить и развиваться.
Самыми колеблющимися и оппортунистами в своих станах оказались я и Валерий Баринов. Артист говорил о том, что у "востребованного продукта" две стороны, как у всякого средства массового употребления - будь то электричество или термояд. А сериал - средство действительно не только массовое, но и сильно действующее.
Для меня же очевидно, что иные незатейливые в художественном отношении создания (вроде "Не родись красивой") дают пищу для размышлений социологов, психологов, культурологов о настроениях в обществе, о скрытых в глубине его процессах, об ожиданиях и подспудных тревогах сегодняшних зрителей.
С места от эксперта была заявлена еще одна позиция: чем больше посредственных сериалов, тем больше шансов, что в конце концов и время от времени у нас будут появляться сериалы незаурядные. "Заяление" вызвало бурю возмущения со стороны и Лунгина, и Грымова. В самом деле, такое допущение как-то плохо вяжется с сериальным репертуаром последнего года.
Ситуация
В минувшем сезоне, пожалуй, как никогда, было много бездарных, очень бездарных и невыносимо бездарных сериалов (например, 40-серийный "Сталин. Live"), а достижение только одно - "Завещание Ленина".
Для сравнения напомним об урожае предыдущего сезона: "Мастер и Маргарита", "В круге первом", "Доктор Живаго", "Казус Кукоцкого", "Дело о "мертвых душах". Почувствовали разницу?
Зато сколько же мы, зрители, перелопатили мусора! Да и как могло быть иначе, если сериальные линейки трех главных телеканалов забиты с 18 до полуночи криминальными схватками, ментовскими войнами и прочим.
Включаю телевизор в семь вечера с минутами: вижу труп, как скоро выясняется, бизнесмена, выпавшего из окна многоэтажного корпуса. Задумываюсь: это суицид или криминал? Переключаюсь на другой канал, а там очень симпатичная женщина-капитан ввязалась в смертельную схватку с сатанистами. Легкое нажатие на кнопку пульта, а тут наш давний знакомый мент Турецкий, которому с 15-й по 16-ю серию предстоит разобраться в нечестной конкурентной борьбе между провинциальными предпринимателями и столичными рейдерами. Возвращаюсь на канал, с которого только что сбежал; тут полная перемена декораций, сатанистов след простыл, а некий молодой человек разбирает чемодан и находит в нем пачку долларов, перепачканных кровью. Догадываюсь, что это уже другая песня, то есть другой сериал...
Позиция
В чем была претензия Лунгина и Грымова? В том, что такое изобилие дурных сериалов развращает вкус телезрителя. Отчего и страдает подлинное искусство. Согласен. Количество скверного продукта по закону диалектики не могло не перейти в качество. Но не сериала, а зрителя. Плохого, отупевшего зрителя.
Впрочем, на лестнице, то есть после драки, после записи я вот о чем подумал. Напрасно мы сразу не отделили утилитарную сторону сериальной индустрии от кинопроизведения в формате телесериала.
Жвачка тоже весьма востребованный продукт. Она повышает какой-то кислотный баланс, укрепляет десны, успокаивает нервы, еще чему-нибудь способствует. Ее качество тоже может быть объектом заботы со стороны производителя и предметом интереса со стороны потребителя. Но сколь бы приятной на вкус и целительной для здоровья она ни была, все равно ей не суждено стать едой.
Точно так же должно обстоять дело и со жвачкой для глаз и ушей. То есть с сериалами типа "Богиня прайм-тайма". А пища для ума, для души - это другое, это сериалы типа "Клан Сопрано", "Покойник всегда прав", "Твин Пикс", "Идиот", "Доктор Живаго", "Дело о "мертвых душах".
Тут стоит понять главное: еда и жвачка - не взаимозаменяемы. Мы же спорили, шумели и не могли родить истину постольку, поскольку не захотели увидеть разницы между этими двумя "продуктами".
Кстати
По результатам голосования зрителей в студии победила та команда, что настаивала: телесериалы - во зло. Победила за явным преимуществом. Что бы это значило? - спрашивала нас на прощание телеведущая Татьяна Малкина. Мы говорили нечто пафосное и ироничное. Но теперь, на лестнице, я рискну ответить более обдуманно. Наша команда взяла верх лишь потому, что потребность в жизни насущной и подлинной осталась неудовлетворенной, по крайней мере для той крохотной части аудитории, что пришла в студию и отсидела в ней почти два часа. Вот она и выместила "зло" на той команде, что олицетворяла "добро".