Подчиненные Чайки будут в обязательном порядке реагировать на выступления прессы

Юрий Чайка подписал приказ, который еще раз напомнил - Генпрокуратура, как и прежде, будет следить за тем, чтобы в правоохранительных ведомствах чтили букву закона.

Создание Следственного комитета при прокуратуре РФ и последовавшие вслед за этим серьезные структурные изменения на Большой Дмитровке спровоцировали разговоры, что надзорная роль ведомства Юрия Чайки теперь значительно ослабела. Между тем после официального "развода" со следствием в Генпрокуратуре было создано несколько подразделений с названиями, которые говорят сами за себя.

Речь идет о Главном управлении по надзору за следствием и еще двух управлениях. Одно станет следить за тем, как расследуются уголовные дела в центральных аппаратах следственных комитетов при прокуратуре и МВД, ФСКН, службе судебных приставов и таможне. Другому поручили надзирать за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью.

- Это позволит оптимизировать организацию работы и обеспечить качественный и эффективный надзор за соблюдением требований закона правоохранительными органами, - прокомментировал корреспонденту "РГ" структурные изменения в главном надзорном органе начальник отдела Генпрокуратуры Александр Васильев.

Следующим шагом стал новый приказ Юрия Чайки, который детально расписывает, каким должен быть прокурорский надзор за теми, кто регистрирует и принимает решения по заявлениям и сигналам о преступлениях. В этом документе четко обозначено, что проверки правоохранителей будут проводиться как и прежде.

Причем не реже одного раза в месяц. Так что следователи без внимания государева ока не останутся. В случае особой нужды прокурор сможет попросить даже для ознакомления уголовное дело.

На что же станут обращать внимание проверяющие в первую очередь? Прежде всего на компетенцию должностных лиц, которым поручено разбираться с заявлениями. В числе приоритетов - прокурорская реакция на выступления в СМИ. Генпрокурор акцентирует внимание на том, что все публикации и сюжеты о совершенных преступлениях должны проверяться. Так что на журналистские разоблачения в обязательном порядке последует реакция и правоохранители уже не смогут "не заметить" неудобные публикации.

Под особый контроль попали и те случаи, когда заявитель вдруг отказывается от своих первоначальных слов. И здесь прокуроры обязаны убедиться, что на человека не оказывалось давление. Увы, такие факты встречаются.

Как, впрочем, и случаи, когда заявления вообще не регистрируются, чтобы не портить, к примеру, милицейскую отчетность "висяками" или вообще укрыть преступление. Приказ четко обозначает, как с этим бороться. Данные милицейских журналов можно сравнить со сведениями, указывающими на совершение преступления, которые поступают, скажем, в больницы или страховые компании. Подобные сверки прокуроры обязаны проводить ежемесячно.

А также следить за тем, какие решения принимаются по заявлениям и сигналам. Особенно по тем, где речь идет о коррупции, организованной преступности и терроризме. Здесь важно исключить ситуации, когда такие сообщения остаются без внимания.

В случаях, если вдруг на следователя или дознавателя подадут в суд за то, что они не хотят заниматься "надоевшим жалобщиком", прокурор обязан будет участвовать в судебном заседании.

Этот на первый взгляд внутренний документ на самом деле касается очень многих. Он четко дает понять, что жаловаться на недобросовестного следователя можно не только его непосредственному начальнику. Но и как прежде - прокурору.