18.09.2007 03:00
    Поделиться

    Минфин придумал налог при изъятии имущества

    Минфин посчитал необходимым уплату налогов с отчуждаемого имущества
    Издаваемые минфином разъяснения налогового законодательства почему-то практически всегда сводятся к одной мысли: в данном случае следует заплатить налог!

    Письмо от 24 августа 2007 г. N 03-04-05-01/281 стало совершенно естественным развитием темы. Минфин посчитал, что налог нужно заплатить и в случае, когда имущество у собственника забирают помимо его (собственника) воли. В рассмотренной ситуации речь шла о сносе гаража и выплате собственнику гаража некоторой выкупной цены взамен уничтоженного имущества. Аналогичный вопрос возникает при появлении у органа власти желания снести дом, чтобы на этом же месте что-либо построить: жильцам сносимого дома предоставляются квартиры в новом доме взамен изъятых. И здесь тоже можно разглядеть основания для взыскания налога.

    Вывод, сделанный фискальными чиновниками в письме N 03-04-05-01/281, вполне ожидаем, а потому удивления не вызывает. Интересна логика, руководствуясь которой, чиновники получили требуемый вывод.

    Сначала письмо констатирует, что нормы гражданского законодательства позволяют в определенных случаях изымать у собственников имущество при условии выплаты за изъятое имущество выкупной цены. Непосредственно за перечислением норм Гражданского кодекса РФ следует изящный пассаж: "Таким образом, выкупная цена, уплачиваемая в рамках соглашения о выкупе с собственником имущества, является доходом налогоплательщика от продажи имущества". Каким именно "таким" образом нормы ГК РФ позволяют квалифицировать выкупную цену изъятого имущества в качестве дохода в целях налогового законодательства, авторы письма пояснить не удосужились. А как раз данный момент является принципиальным. Последующий текст письма касается случаев исчисления налогов при продаже имущества. Здесь минфин не сообщил ничего нового: при продаже имущества налог платить надо, поскольку продажа влечет появление дохода. Вот только совершенно не факт, что насильственное изъятие имущества у лица, не имеющего ни малейшего желания продавать это имущество, следует трактовать как продажу!

    Минфин почему-то совершенно игнорирует тот факт, что принудительный выкуп, производимый третьим лицом в собственных целях, и купля-продажа, основывающаяся на самостоятельном решении собственника реализовать имущество, регулируются разными статьями ГК РФ. Налоговый кодекс требует исчислить налог только при продаже имущества. Необходимости что-либо заплатить государству в случае, когда само государство изымает имущество собственника, НК РФ не предполагает.

    Пытаясь "подтянуть" принудительный выкуп под добровольную продажу, сотрудники минфина оговаривают и право налогоплательщика получить имущественный вычет. Дескать, если гараж находился у собственника три года и более, то при изъятии такого гаража собственник получает имущественный вычет в размере всей суммы дохода, а потому налог не платит. Но это хорошо, если три года. А если меньше? Здесь опять обнаруживается принципиальное отличие выкупа от продажи.

    Если человек владеет гаражом два года и десять месяцев, то при возникновении мысли о продаже гаража у человека появляется выбор: продать гараж прямо сейчас, получив право на частичный вычет (125 тысяч рублей), либо продать гараж через два месяца и освободить от налогообложения всю полученную сумму. А вот если гараж изымает государство, то никакого выбора у человека уже нет: никто даже не поинтересуется, согласен собственник отдать гараж сегодня же или пару месяцев надо подождать. Государство действует исходя исключительно из своих интересов.

    Поэтому попытка "к штыку приравнять перо", т.е. объявить принудительное изъятие добровольной продажей, не только не имеет гражданско-правовых оснований, но и влечет для собственника неблагоприятные налоговые последствия, которых он не в состоянии избежать. Следовательно, если фискальные органы перейдут от общих рассуждений к попыткам взыскать налог с граждан, у которых была изъята недвижимость, гражданам нужно будет защищать свои права и законные интересы в суде.

    Сергей Астахов

    юрист

    Поделиться