Впрочем, не вполне ясно, с кого именно минфин намерен собирать новый оброк: участие в клубе планируется как добровольным, так и обязательным. Добровольно захотят вступить, по мнению минфина, организации, работающие с плательщиками НДС, а потому заинтересованные в вычетах. Возможно, в таком случае брать плату за вступление в клуб (точнее, за регистрацию в качестве налогоплательщика) - вполне правильное решение. Если уж людям так хочется платить налоги, то пусть эти люди раскошелятся и на вступление в клуб! Однако с другой частью членов клуба ситуация не столь понятна. Само признание необходимости насильственно загонять организации в клуб говорит о понимании чиновниками того факта, что не все захотят встать в очередь на уплату налога. Но уж коль скоро фирму насильственно причислят к налогоплательщикам, то за что же эта фирма должна платить?! Тем не менее заплатить, похоже, придется всем. Просто потому, что сбор за право приобретения обязанности уплачивать налог станет единственным ощутимым результатом создания клуба плательщиков НДС.
Официально утверждается, что клуб плательщиков должен защитить государство от фирм-однодневок, которые в бюджет налоги не платят, а только деньги обналичивают. Но поскольку будут установлены критерии обязательного включения организаций в клуб плательщиков НДС (в частности, размер выручки), постольку любая фирма-однодневка сможет запросто попасть в этот клуб, показав требуемую выручку. Единственное, что может произойти, - укрупнение фирм, занимающихся обналичиванием денег. И то только в случае, если критерий выручки для попадания в клуб окажется запредельным для рядовой фирмы-однодневки. Но укрупнение, вполне возможно, может стать следствием не требования к объему выручки, а следствием введения сбора на налог.
Тогда окажется, что клуб плательщиков НДС не защищает бюджет от обналичивающих контор, а лишь способствует процессу глобализации среди последних. Что в нашу эпоху всеобщей глобализации выглядит вполне нормальным явлением.
Борьба бизнес-сообщества с налогом на добавленную стоимость пока что обнаруживает лишь желание НДС существовать как можно дольше. На позициях налога "подрывные" действия предпринимателей никак не сказываются. Тем не менее организации предпринимателей разрабатывают проекты реформирования НДС.
Предлагается, в частности, определить НДС как совокупность налога на прибыль, ЕСН, зарплаты и амортизации, и эту совокупность облагать по ставке 12 процентов, отменив вычеты по НДС. То, что добавленная стоимость состоит из указанных компонентов, было известно и ранее. Однако налог, взимаемый с некоей "абстрактной" добавленной стоимости, более оправдан, чем налог, исчисляемый "от суммы компонентов". Ведь для прибыли существует собственный налог. Зачем же нужно включать прибыль еще и компонентом в добавленную стоимость, если можно просто изменить ставку налога на прибыль? Аналогично решается вопрос с зарплатой. Если же изъять прибыль и зарплату (с ЕСН) из состава предполагаемой налоговой базы, то "обновленный" НДС окажется налогом на амортизацию...
К слову, добавленная стоимость включает и некоторые иные элементы. Например, имущественные налоги. Но подробное расписывание состава добавленной стоимости, очевидно, сделает идею бизнес-сообщества совсем уж непривлекательной.