В МВД предлагают усилить контроль за распространением холодного оружия. В министерстве считают, что надо внести изменения в 222-ю статью Уголовного кодекса и более четко прописать в законе, кому можно, а кому нельзя ходить с ножом, кинжалом или, скажем, с шашкой.
С одной стороны, в кодексе четко прописана весьма суровая - до двух лет тюрьмы - ответственность за незаконное ношение холодного оружия. С другой - разрешено красоваться с клинком в тех местностях, где это связано с национальными традициями или охотничьим промыслом. Причем конкретно такие территории не названы. В Якутии, например, охота - народный промысел. А в муромских лесах - просто забава? На Кавказе кинжал и шашку можно носить. А в Башкирии или Калмыкии - лук и стрелы? Тоже ведь элемент национального костюма...
Но самая главная законодательная проблема - в более четком определении законности приобретения ножа. Казалось бы, все ясно: охотничий нож можно купить в специализированном магазине только при наличии у покупателя охотничьего билета или разрешения на приобретение и ношение оружия. Номер ножа записывается в билет. Носить оружие разрешено только вместе с этим документом.
Тем не менее устрашающего вида клинок любых размеров сегодня легко купить даже в привокзальном ларьке без всяких документов. Продавец просто приложит к своему товару заключение якобы заводского эксперта, что ваш ятаган - детская игрушка, сувенир "под историю", но никак не смертоносный предмет. С такими "экспертизами" свободно продаются даже ножи с выкидными лезвиями - дескать, там слабенькие пружинки, клинки из тонкого и хрупкого железа.
В общем, опять не оружие. Потом такому добросовестному покупателю приходится доказывать сотруднику милиции, что он не нарушил закон. Милиционер же вправе потребовать другой экспертизы. И не факт, что новая экспертная оценка совпадет с магазинной. Кроме того, МВД категорично настаивает на запрещении продажи и ношения холодного оружия несовершеннолетними. Водку и сигареты детям и подросткам продавать нельзя, а нож с выкидным лезвием можно?
Как пояснили корреспонденту "Российской газеты" в МВД, эти предложения не противоречат праву граждан на самооборону, а позволяют контролировать оборот оружия. Все-таки увеличится шанс, что охотничий или спецназовский нож с мощным лезвием из качественной стали не достанется преступнику. В умелых руках хороший клинок порой не менее опасен, чем пистолет.
Гражданский арсенал
Откуда берутся нелегальные стволы? Основные усилия оперативников направлены на то, чтобы перекрыть каналы утечки оружия и боеприпасов из воинских частей и складов, заводов-изготовителей, "горячих точек" и арсеналов, брошенных советскими войсками в бывших союзных республиках.
Время от времени на "черном рынке" появляются изделия кустарей-умельцев, которые либо что-то изобретают самостоятельно, либо просто переделывают газовые или пневматические пистолеты и револьверы в боевые. Особенно большим спросом такие "переделки" пользуются у киллеров: бывший "газовик" и стоит недорого, и выбросить после использования не жалко.
Понятно, что приобретенные для конкретной цели из-под полы стволы или взрывчатку никто добровольно в милицию не понесет. Чаще всего приносят старые ружья, доставшиеся в наследство.
Российская милиция увеличила количество проверок оружия, которым владеет население, и одновременно проводит в регионах акции по добровольной сдаче незаконных стволов. Отделы внутренних дел даже готовы платить деньги за разоружение. В Приморском крае, например, два месяца будут принимать незарегистрированные ружья, пистолеты, обрезы, гранаты, мины, снаряды.
Более того, МВД предлагает ужесточить наказание за незаконное хранение, ношение, применение, приобретение и изготовление оружия. В год милицейские сводки сообщают почти о восьми тысячах преступлений, в которых звучали выстрелы или взрывы.
"Максим" в кустах
Но есть категория старого оружия, появление которого в любой криминальной истории всегда очень тревожит и милицейских сыщиков, и спецслужбы. Речь идет об оружии времен Великой Отечественной войны. Когда в кого-то стреляют, например, из пистолета ТТ, следователи сразу же стараются выяснить: где взяли "машинку"?
В свое время миллионы устаревших винтовок и карабинов, автоматов и пулеметов, пистолетов, патронов, в том числе трофейных, даже штыков и сабель навсегда законсервировали на нескольких подземных складах. Утилизировать их было слишком дорого, проще спрятать и забыть. Вот государство и забыло. Но кто-то, видимо, иногда находит и пользуется "дарами земли". Есть подозрение, что по закромам мирных жителей расползлось около миллиона стволов из содержимого якобы секретных хранилищ. Возможно, у кого-то на даче "на всякий случай" хранится не только обрез винтовки Мосина, но и пулемет "Максим".
Что любопытно, "черные копатели" старым оружием уже не приторговывают - оно давно сгнило и стало некондиционным. Особенно советского производства. Немецкие образцы еще изредка встречаются в более или менее пригодном состоянии - там лучше сталь. Чаще всего "черные копатели" помимо значков и солдатских медальонов ищут боеприпасы - мины, снаряды, бомбы, гранаты. Из них выплавляется тол или тротил, который затем и продается браконьерам и бандитам. Вот почему в МВД настаивают приравнять такую "археологию" к пособничеству террористам - не исключено, что "Невский экспресс" был подорван "исторической" взрывчаткой, найденной где-нибудь в новгородских лесах.
"Пушка" с возвратом
В МВД заявляют о необходимости принять федеральный закон, предусматривающий денежное вознаграждение гражданам за добровольную сдачу оружия и боеприпасов. Уже есть законопроект, по которому проводятся необходимые консультации, в том числе и с минфином.
А пока за добровольно сданное оружие платят в 41 регионе. За последние девять лет граждане сдали в милицию 172 тысячи стволов, получив взамен более 49 миллионов рублей. Денежные средства на компенсации, как правило, выделяются из местных бюджетов. В первую очередь эта система необходима в Южном федеральном округе, где на руках у населения находится большое количество огнестрельного оружия. Нужна материальная заинтересованность, чтобы люди, обнаружив, например, в купленном гараже автомат, отнесли его в милицию, а не пытались продать на "черном рынке".
Цены - разные, в зависимости от финансовых возможностей региона. Милиция платит не очень много, но зато и не наказывает за незаконное хранение.
В федеральном законе, считают в МВД, должен быть учтен и обобщен существующий опыт. А главное, такая практика будет распространена на всю территорию России.
Сколько стоит сдать оружие?
За каждый патрон гражданин получит 2-5 рублей, газовый пистолет - 50 рублей, боевое автоматическое нарезное оружие, например автомат, - 800-1000 рублей, охотничье нарезное длинноствольное оружие - 800-1000 рублей, охотничье гладкоствольное оружие - 300-500 рублей, взрывное устройство - 200-500 рублей. Гранатомет купят за 1000 рублей. Дороже всех оцениваются самодельные "стволы" и обрезы - 1000-1500 рублей. Видимо, потому, что экспертиза по результатам стрельбы из таких изделий весьма проблематична.
Совсем другой порядок цен на Северном Кавказе, в частности в Чечне. Там у населения, ставшего мирным, милиция может купить автомат за 6000 рублей, пистолет или револьвер - 5000 рублей, охотничье ружье или взрывное ружье - 3000 рублей, ручной пулемет - 1000 рублей, а гранату всего за 300 рублей. Можно, конечно, попытаться продать "калашников" из-под полы кому-нибудь очень нуждающемуся по цене "черного" рынка - за тысячу долларов. Но тогда от тюрьмы точно не надо зарекаться.
В МВД считают бессмысленными и спекулятивными вновь начавшиеся споры о разрешении свободной продажи короткоствольного огнестрельного оружия скрытого ношения. Речь идет о "гражданских" пистолетах. От боевых они отличаются весьма условно: чуть меньше энергия вылетающей из ствола пули. То есть человека можно гарантированно убить на дистанции не 50 метров, а "всего лишь" 25.
Почему МВД против? Во-первых, пистолетом надо уметь пользоваться. Способен ли обычный гражданин, купивший, как охотничью двухстволку "Макаров", мгновенно отреагировать на внезапное нападение на улице или в подъезде, выхватить ствол и не попасть в невинных прохожих? Или же пистолет быстро перекочует к бандитам?
Во-вторых, иные нервные и несознательные граждане смогут устраивать перестрелки там, где раньше обходились кулаками или кухонным инвентарем.
А в-третьих, пистолет все же купить можно, если есть такое острое желание. Надо пройти подготовку в школе телохранителей, получить лицензию охранника и право на оружие. Вот тогда точно не будет сомнений, что пистолет в надежных руках.
Впрочем, все большей популярностью у населения пользуются травматические пистолеты. Как и предполагало руководство МВД, появление этого оружия самообороны в какой-то мере снизило накал страстей вокруг разрешения на свободную продажу гражданских пистолетов. Кто очень хотел носить в кармане "игрушку", до мелочей похожую на "Макаров", "наган", "вальтер", "ТТ" или даже "маузер", такую возможность получили.
Разница только в одном: они стреляют резиновыми, а не свинцовыми пулями. Однако если такая гуманная пуля попадет в человека, все равно мало не покажется - с пятнадцати шагов можно проломить в толстой фанере дыру величиной с кулак. Поэтому покупателей таких пистолетов специально предупреждают: в голову стрелять запрещено. Разумеется, купить резинострел можно только по такой же лицензии, как и газовое оружие.
Кстати, резиновые пули применяют и спецподразделения при освобождении заложников в самолетах. Обшивку лайнера такая резинка не пробьет, разгерметизации не будет, а террориста надежно вырубит.