Отказываясь на протяжении нескольких лет от эксперимента по внедрению единого государственного экзамена, с обязательным его введением по итогам нынешнего года, образование края оказалось в непростой ситуации.То, что экзамена не избежать, было известно еще несколько лет назад, но приступили к подготовке этого процесса лишь сейчас. Времени на то, чтобы достойно провести тестирование, осталось мало, а сделать предстоит многое. Как отметила вице-губернатор края Любовь Дроздова, на сегодняшний день Приморский край не обладает необходимой материальнотехнической базой для проведения единого государственного экзамена.
- Чтобы обеспечить в Приморье процесс сдачи государственного экзамена, понадобится выделить более 67 миллионов рублей из краевого бюджета, которые пойдут прежде всего на приобретение специального дорогостоящего оборудования, что позволит провести объективное тестирование с использованием секретных кодов, - рассказала вице-губернатор.Серьезное внимание рассчитывают уделить подготовке и обучению специалистов, которым предстоит следить за проведением тестов и вести учет полученных результатов. В Приморье планируется создать 17 территориальных центров, куда будут доставляться тесты учеников и далее обрабатываться через защищенные носители. Изменится сам принцип выпускныхвступительных испытаний. Билеты тянуть не придется, вопросник с вариантами ответов заменит привычную форму проверки знаний. Имя и фамилию выпускника обозначат специальным кодом. Субъективный фактор будет полностью исключен, вмешательства учителя и еще кого-то в выпускную работу не будет.
По словам заведующего отделом общего образования департамента образования и науки краевой администрации Ивана Гришана, сдавать единый госэкзамен придется по трем предметам из пяти:
- Нам только дано право определить перечень предметов, по которым будет проводиться тестирование, - рассказал завотделом общего образования. - Все функции по финансированию единого государственного экзамена возложены на администрации субъектов регионов.
Мероприятие это более чем ответственное. Чиновники говорят, что о качестве образования в крае будут судить по количеству учеников, успешно сдавших ЕГЭ, а результаты испытаний не всегда соответствуют ожидаемым. По итогам прошлого года удовлетворительно сдали тесты лишь 70 процентов золотых медалистов. То, как пройдет аттестация в тестовой форме, безусловно, волнует и педагогов, и выпускников. Разъяснений со стороны администрации края заинтересованные лица ждут с особым нетерпением. По словам директора школы № 28 Владивостока Светланы Соколовой, учителей еще по вопросу перехода от традиционной аттестации к форме единого госэкзамена не собирали:
- Сказали только, что в обязательном порядке будут сдаваться русский язык и математика, в форме тестов. Три предмета: биология, физика и обществознание, и два, тоже по выбору в традиционной форме, - рассказывает директор.
Тем временем, в некоторых школах края начали подготовку к ЕГЭ самостоятельно. Как рассказала директор школы № 2 поселка Пластун Галина Клизунова, в школе уже закупили программы, позволяющие ученикам проверить свои знания перед ответственным тестированием:- Но обучающих программ такого рода не хватает, - сетует директор. - Да и пропускная способность нашего компьютерного класса не так велика. Нет возможности, чтобы все дети сразу приобретали полезный опыт.
Поэтому в этой школе, скорее всего, будут проводить бланковое тестирование. Опыт такой здесь есть, в течение нескольких лет ученики довольно успешно решали вопросники через систему Дальтеста. Бланки тестов в пластунской школе есть, и ученики уже потренировались отвечать на каверзные задания. Готовят развивающие программы подготовки к ЕГЭ и школьные педагоги. Несколько облегчает задачу и то, что работа эта ведется на базе местной школы интеллектуального развития, где школьников и готовят к поступлению в вузы. Делая ставку на опыт других регионов, педагоги учитывают, что в ряде специальностей требуются не только математика и русский язык, но и физика, химия, география, биология, иностранный язык, и расширяют спектр подготовки. Как видно, подготовка не проходит даром. В этом году выпускники школы - два золотых медалиста, после довольно серьезных собеседований поступили в Тюменский и Санкт-Петербургский университеты. Доказали, что пятерки у них заслуженные.
- Дети обеспокоены, переживают, сумеют ли подтвердить свои оценки, - признает Галина Клизунова. - Ведь в школе мы боремся за то, чтобы ученики были успешными, даем им возможность проявить себя. Тестирование же индивидуальность человека, по-моему, не учитывает.
Главным достоинством ЕГЭ специалисты считают, что по его итогам талантливые ребята из отдаленных мест получают проходной билет в вуз. Немаловажно и то, что опыт тестирования через систему Дальтеста: получение сертификатов, отправка результатов тестов в Москву - большинство выпускников приморских школ имеют. Хотя в этом году потренироваться смогли не многие - из-за проблем с центральным руководством организации края провести тестирование в срок не успели.Немало вопросов к системе ЕГЭ имеют и преподаватели университетов. Причем многие просто не доверяют школьной системе, опасаясь того, что даже компьютерные результаты тестов будут необъективными, и завышения школьных оценок избежать не удастся.
Вообще говоря, можно, конечно, много возмущаться по поводу тестирования по системе ЕГЭ, и это возмущение часто вполне справедливо, но, пока Россия заинтересована в полноправном включении в международное образовательное пространство, тестирование проводиться будет.
Кстати
В эксперименте по проведению единого государственного экзамена Приморье участвует впервые, наряду с Чеченской Республикой и Нижегородской областью. Остальные 83 региона РФ отрабатывают технологию проведения ЕГЭ уже в течение нескольких лет.
Валентина Каткова, депутат Законодательного собрания Приморского края:
- Начало любого эксперимента имеет свои плюсы и минусы. Поэтому как педагог советую родителям, учителям и выпускникам собраться и отнестись к новшеству положительно. Готовиться к эксперименту в Приморье начали довольно поздно, поэтому сейчас надо наверстывать упущенное, организовывать конференции, курсы, учебу для педагогов.
Очень остро стоит денежный вопрос. Затраты на проведение единого государственного экзамена потребуются большие. Вопрос по ЕГЭ рассмотрели уже на двух комитетах Законодательного собрания, все коллегидепутаты выступили за то, чтобы начать в этом направлении незамедлительную работу.
Главное - все правильно организовать. Думаю, что по опыту эксперимента министерство образования будет проводить глубокий анализ его итогов, работать над тем, что не получилось.
Со временем ЕГЭ должен видоизмениться. То, что выпускники сегодня сдают тесты по литературе и истории, - недопустимо. Нет возможности высказаться, продемонстрировать свои знания. Как можно раскрыть образ Лариной, отвечая на вопросы теста? То же самое по истории - живое общение выпускника с комиссией обязательно.
Наталья Милянчук, председатель предметной комиссии ДВГУ по русскому языку и литературе, кандидат филологических наук, доцент:
- Проверка знаний школьников с помощью тестирования имеет как позитивные, так и негативные стороны. Положительный момент - максимальная объективность: на оценку не влияет личное отношение преподавателей к экзаменуемому. Кроме того, на мой взгляд, это повышает ответственность преподавателей при подготовке школьников к экзамену.
Однако есть и явно негативные моменты - прежде всего, качество тестов. Оно, к сожалению, оставляет желать лучшего. В этом направлении нужно еще много работать.
И мне кажется, нам необходимо в решении этой проблемы от эмоций перейти к делу - наладить механизм контроля качества тестовых заданий, который предусматривает участие в этом процессе всех заинтересованных лиц - преподавателей, родителей и даже самих школьников.
Елена Михайлова, преподаватель Дальневосточного государственного технического университета:
- Делать выводы пока рано. Конечно, хочется надеяться на лучшее, но опыт показывает, что выпускники школ не всегда подтверждают свои знания, даже золотые медалисты. Может, для желающих поступить на технические специальности тесты сдать будет действительно проще. Но хотелось бы, чтобы знания выпускника можно было бы еще раз проверить и в стенах вуза.