Современные Пинкертоны занимаются розыском людей и имущества, раскрытием уголовных и гражданских дел, но основную прибыль они теперь получают, проверяя и консультируя предприятия по вопросам экономической безопасности.
В плену стереотипов
О частных детективах ходят легенды, за ними тянется шлейф таинственности и… стереотипов. Слежка за неверными супругами, - не единственная, но, к сожалению, главная ассоциация, приходящая на ум обывателя при мысли о детективных агентствах.
Однако в действительности круг их деятельности гораздо шире.
Основной профиль их работы - это добывание и проверка информации о людях, юридических лицах, партнерах, работа по гражданским и уголовным делам… Всего семь пунктов, четко прописанных законом. Все остальное - под запретом.
Может быть, именно поэтому детективов на Урале работает не так много. По данным лицензионно-разрешительного управления, в Свердловской области сейчас действуют 12 детективных агентств и 30 частных детективов, работающих в одиночку и зарегистрированных как индивидуальные предприниматели. Последние занимаются небольшими делами, в том числе пресловутой супружеской изменой. Агентства же, особенно наиболее крупные, за подобные дела чаще всего не берутся, за исключением тех случаев, когда измена послужила поводом к возбуждению гражданского дела по дележу имущества.
Официальная история сыскных агентств ведет начало с 1992 года, когда был принят закон "О частной детективной и охранной деятельности". Однако фактически большинство частных детективов начало работать гораздо позже.
- С принятием закона начали активно образовываться охранные агентства, так называемые ЧОПы, которых сейчас только в Екатеринбурге несколько сотен. Тогда необходима была лишь силовая охрана, потребность в детективах появилась позднее - во второй половине 90х годов прошлого века, - рассказал Александр Коломыц, директор одного из детективных агентств.
Но ведь есть же милиция, скажете вы. Зачем вообще нужны частные детективы? Дело в том, что не с каждой проблемой можно прийти к следователю, а проверять партнеров по бизнесу или новых сотрудников они вообще не обязаны. А такая необходимость у сегодняшних бизнесменов есть.
Кроме того, как считает директор другого детективного агентства Николай Попов, человек, придя в милицию, ждет от нее какихто результатов, но изза большой загруженности ее сотрудники порой не успевают завершить даже те дела, из которых "уши торчат", то есть те, которые раскрыть в принципе не очень сложно.
- Мы находимся в более выгодном положении, поскольку у нас в разработке не сто дел, а несколько, и каждому мы сможем уделить достаточно внимания. Но все наработки по любым делам в итоге надо будет отдавать следователю, поскольку только милиция вправе произвести задержание, - рассказал он. - Также к нам обращаются адвокаты по выигрышным гражданским делам, когда требуется найти отсуженное имущество или самого должника.
Сам процесс работы выглядит следующим образом - клиент приходит в агентство, рассказывает о своей проблеме, а детективы, оценивая ситуацию, дают прогноз: какова вероятность успешного завершения дела.
- Иногда клиентам не нравится, что процент успеха бывает небольшой. Например, при поиске без вести пропавших людей, если не обратились вовремя, остается один шанс из пяти, что пропажа найдется, - пояснил Александр Коломыц. - Мы соглашаемся взять дело, если шансы примерно равны 50 процентам.
Схема оплаты работы детективов бывает разная. Как рассказали "РГ" сами директора агентств, по поиску человека средняя цена за рабочий день детектива, то есть за восемь часов - 2,5 тысячи рублей. При этом часы, в течение которых он работает именно по этому делу, могут быть раскиданы на несколько дней, сегодня час, завтра четыре - набегает день.
- Если беремся за раскрытие преступления, то сначала берем плату только на расходы: бензин, поездки… Нарабатываем фактуру, сообщаем ее клиенту, а потом он уже сам решает, проплачивать ли дальнейшую нашу работу или, может быть, мы сами отказываемся от дела, если оно безуспешное, - добавил Николай Попов.
По другим услугам средние цены привел Александр Коломыц: проверка данных человека при приеме на работу стоит 1500 рублей, стандартная проверка предприятия при заключении контракта - 3000 рублей.
Но в большинстве случаев порядок цен определяется индивидуально, исходя из сложности дела, вопросов, которые ставит клиент и затрат детективов.
Хватит всем
Насколько детективная деятельность выгодна, даже сами сыщики судить не берутся, поскольку многое зависит от цели существования агентства и от его специализации.
- Сейчас главный источник прибыли - работа с юридическими лицами и предпринимателями, - объясняет один из директоров. - Маленькие предприятия не могут себе позволить иметь собственную службу безопасности, а заключать договоры и принимать людей на ключевые должности наобум опасаются, поэтому обращаются к нам. Возвращать деньги за непредоставленный товар или требовать оплаченный товар у "фирмы-однодневки" гораздо сложнее, чем предварительно проверить партнера и заключать договор, особенно первый, только с надежной компанией.
За счет этих проверок и консультирования по различным аспектам экономической безопасности и живут многие детективные агентства. Бизнесмены уже начали понимать, что лучше заплатить за проверку, чем потом оплакивать украденные миллионы.
Доход приносит и проверка людей как при приеме на работу, так и в ее процессе, если у руководства есть подозрения, что человек, например, нечист на руку.
Как говорят сами детективы, возможности очень большие - работы непочатый край.
Несмотря на некий сложившийся междусобойчик (агентства знают друг друга, в том числе сильные и слабые стороны коллег), для новичков места на рынке хватит.
Конкуренции как таковой нет, и при слабости одного агентства в одном виде деятельности оно даже может направить клиента в другое, где такая работа поставлена лучше.
В любом случае здесь действуют общие законы рынка - выживают и успешно работают те, кто сможет предложить услуги лучше и надежнее.
Среди критериев успешности также значатся опытные сотрудники в самом агентстве.
Необходимый кадровый минимум для среднего агентства семь - десять человек. При этом, как показывает практика, костяком становятся бывшие оперативники или следователи.
- У нас такая модель: есть сложившееся кадровое ядро "взрослых" людей, которые знают друг друга еще со времен службы, и есть совсем молодые, которые еще учатся в институте или только набираются опыта - это юристы и компьютерщики, - привел пример Александр Коломыц.
По закону у директора агентства должно быть высшее юридическое образование, в идеале еще и опыт оперативноследственной деятельности, а также организационные способности. Если нет знаний и умений, то даже при наличии опытного заместителя дело поставить будет не так просто.
Еще один фактор выживания - у агентства должен быть интерес в клиентах, причем не только финансовый. Дело, доведенное до конца, - это шанс, что клиенты порекомендуют агентство своим друзьям и знакомым, от которых чаще всего и узнают об агентствах. Многое зависит и от умения детектива общаться с людьми и объяснять им свои реальные возможности.
- Иногда люди, насмотревшись фильмов, приходят к нам и требуют спутникового слежения и подобной фантастики, - вспоминает Александр Коломыц. - Но мы сразу говорим, что такое невозможно.
Успешность агентства зависит также от набора услуг, которое оно может предоставить. Для детективного агентства это большой минус, поскольку детективная деятельность должна быть у него основной. Оказание других услуг - охранных, юридических - требует открытия дополнительных агентств - охранных и юридических соответственно. Хотя, с другой стороны, в одиночку детективному агентству выжить намного сложнее, чем предприятию, предоставляющему комплекс услуг.
Разрешите поинтересоваться
Правовое поле работы детективов очень узкое, а полномочий практически никаких нет.
- По закону мы можем опрашивать человека только на добровольной основе, осматривать документы и имущество только с разрешения их владельцев - констатирует факт Александр Коломыц. - Любой человек может отказаться с нами разговаривать, мы же не милиция. Приходится рассчитывать на личное обаяние и умение убеждать.
Узнавая подробности по определенному делу, детективы собирают информацию про людей, чья частная жизнь защищена законом. А значит, граница законности действий частных сыщиков довольно зыбка, ведь проверяемый официально не признан преступником и даже порой не проходит по делу как подозреваемый или свидетель.
- За нарушения законодательства о частной детективной и охранной деятельности сотрудники агентства могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности. Так, проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, не только запрещено, но и может повлечь уголовную ответственность по ст. 138 УК РФ. За грубые нарушения детективов в ходе сыскных действий их лицензия, которую они все должны иметь для работы, может быть аннулирована, - пояснил Алексей Ячнев, замначальника Управления организации лицензионноразрешительной работы и контроля за частной охранной и детективной деятельностью. - Работа детективов контролируется органами внутренних дел с помощью плановых и внеплановых проверок. Кроме того, они ежеквартально предоставляют отчеты о проделанной работе в районный орган внутренних дел, где зарегистрированы.
Другая организационная проблема частных детективов - отсутствие статуса у агентств, то есть они могут запрашивать информацию, доступную всем гражданам, как частные лица, но не как агентство. А это деньги и время. Как признаются сами частные сыщики, информацию часто приходится покупать неофициально.
Таким образом, детективным агентствам как с экономической, так и с законодательной точки зрения не остается ничего другого, кроме как работать по линии экономической безопасности.
Владимир Ширяев, адвокат:
- Детективным агентствам мало тех полномочий, которыми их наделил закон. В 1992 году, когда создавался закон, этот бизнес резко отделили от государства. А надо, чтобы эти агентства были помощниками государства в исполнении собственных законов. Вот как, например, Шерлок Холмс, активно сотрудничавший со СкотландЯрдом.
На мой взгляд, детективы должны иметь официальный доступ к некоторым базам данных, в которых нет ничего секретного: по недвижимости, регистрации юридических лиц, прописке. Пусть даже государство за это будет взимать небольшую плату. Закон сам толкает агентства на преступление. А привычка жить не по закону укореняется.
Кроме того, им надо разрешить опрос свидетелей, чтобы эти показания имели юридический вес, как опросы адвоката. Детективов также нужно официально допускать к следствию по конкретному делу, в разумных пределах, конечно. Например, он должен иметь возможность осмотреть место преступления, получить некоторую информацию.
И сейчас сотрудничество с милицией есть, но основано только на личных отношениях, что создает почву для коррупции. В таком узком правовом пространстве, которое досталось детективам, им ничего другого не остается.