Алишер Усманов намерен передать коллекцию Вишневской - Ростроповича государству

Вчера представители аукционного дома Sotheby,s заявили, что торги коллекции Вишневской-Ростроповича, которые планировались в Лондоне 18 и 19 сентября, не состоятся. Ввиду того, что вся коллекция накануне была выкуплена бизнесменом из России.

 

Новость была такой неожиданной, что застала многих заинтересованных в торгах - как коллекционеров и дилеров, так и аккредитованных на аукционе журналистов - прямо в выставочном зале на Нью-Бонд-стрит при последнем предаукционном осмотре собрания. На сайте Sotheby,s они могли получить информацию лишь о том, что оптовая покупка была совершена буквально накануне, что уплаченная за коллекцию сумма была столь велика (некоторые из экспертов поговаривали, что чуть ли не в полтора или два раза), что британские аукционисты не смогли отказаться от такого предложения.

Надо сказать, что подобный случай в практике Sotheby,s, по мнению наблюдателей арт-рынка, третий. Один из последних был с покупкой на корню коллекции пасхальных яиц Фаберже Виктором Вексельбергом. Но и то, та покупка была сделана все же за месяц до торгов. Два же предыдущих казуса теряются в истории аукционных продаж вообще в 1950-х годах.

Коллекцию из 450 лотов, предварительная оценка которой колебалась в пределах от 26 млн. долларов до 40 млн., по корректному заявлению представителей Sotheby s, "целиком приобретена новым владельцем, который имеет намерения перевести ее в Россию". Бизнесмен Алишер Усманов подтвердил факт приобретения им коллекции, а также заявил о намерении передать собрание ценностей российскому государству. "Это коллекция русского искусства, и она, естественно, должна находиться в России и принадлежать России. Все, что связано с именами ее создателей, свято для отечественной культуры, каждого россиянина. Практически хранить это в своей собственности - такой цели я не имею. Я думаю, что для того, чтобы определиться, в каком музее ее поставить, в нашей стране есть много экспертов, они нам подскажут, и мы сделаем, как они нам подскажут", - прокомментировал новый владелец коллекции в интервью Первому каналу.

Напомним некоторые этапы подготовки к аукциону коллекции Вишневской-Ростроповича. Принципиальное решение о ее продаже было принято супругами совместно еще в начале года. После кончины Ростроповича в апреле это решение обрело практическую форму. Первоначально предполагалось выставить 350 лотов, общий "эстимейт" (предварительная оценка) которых составлял около 6 млн. долларов. Об этом аукционный дом сообщил в июле. В начале сентября по договоренности с Галиной Вишневской состав аукционной коллекции был расширен до 450 лотов. А общий "эстимейт" уже составил около 26 - 40 млн. долларов. Предаукционному "раскручиванию" коллекции в немалой степени содействовала не только массированная PR-кампания, но и существенная добавка в виде нескольких бесспорных шедевров искусства.

В целом же коллекция, которую чета музыкантов стала собирать в скором времени после своего вынужденного отъезда за рубеж (в 1978 году они были лишены советского гражданства), достаточно вкусовая. В основном она посвящена дореволюционной, императорской России. Что неудивительно, поскольку Галина Вишневская, родившаяся в Ленинграде (Петербурге), в своих предпочтениях ориентировалась на музейно-дворцовые произведения и хотела создать в своей лондонской и парижской квартирах подобие аристократических салонов. Собственно вместе с Ростроповичем она и называла все это "Русским домом". В коллекции очень много именно вещей, то есть предметов обихода, аксессуаров, дорогих безделушек, правда, выполненных на высоком художественном уровне. К примеру, к таким произведениям можно отнести фарфоровую табакерку, приписываемую Жан-Пьеру Адору и подаренную Екатериной II Григорию Орлову. Или же "сервиз графа Орлова", часть которого в 1912 году демонстрировалась на выставке "Ломоносов и Елизаветинские времена" в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что в большей степени коллекционеров привлекали образы портретируемых августейших персон - Екатерины, Павла, Петра III, чем определенно работа того или иного мастера, скажем, Лампи, Рослина или Антропова. Поэтому в собрании часто встречаются произведения, означенные как "выполнено по..." или просто "художник русской школы". При этом встречаются работы действительно музейного уровня. Такие как "Портрет Бестужевой" кисти Владимира Боровиковского или "Портрет княгини Авроры Демидовой" Карла Брюллова, попавший за границу задолго до революции, или этюд Александра Иванова к "Явлению Христа народу". Пожалуй, самыми дорогими и художественно ценными в коллекции являются такие работы, как огромное панно Рериха "Сокровище ангелов". И тоже большое полотно "Лики России" Бориса Григорьева, некогда задумавшего целую "россейскую" серию. Именно эту огромную и этапную для его творчества картину Григорьев увез с собой в эмиграцию.

Как распорядится приобретенной коллекцией Алишер Усманов, пока точно неизвестно. Возможно, сохранит в целостности как музейное собрание знаменитых артистов. Или же некоторые топовые вещи передаст отечественным музеям, где они займут подобающее им место. Пока же известно, что вся коллекция еще несколько дней будет демонстрироваться в Лондоне. Все же разъяснения по поводу отмененных торгов представители Sotheby s обещали дать на сегодняшней пресс-конференции, на которой планируется присутствие главы Роскультуры Михаила Швыдкого и Галины Вишневской.