Чиновников накажут за нарушения при госзакупках

В прошлом году объем российских госзакупок вырос на 35 процентов - до 2,3 триллиона рублей, составив около 8 процентов ВВП страны. Ожидается, что в 2007 году он вырастет еще на 30 процентов и превысит 3 триллиона рублей. Такие цифры озвучили эксперты, собравшиеся на прошлой неделе в Госдуме, чтобы обсудить с органами власти вопросы предупреждения и борьбы с коррупцией в системе госзакупок.

Несмотря на то, что новое законодательство в 2006-2007 году сэкономило госбюджету, по данным Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) более 170 миллиардов рублей, сфера госзакупок по-прежнему остается достаточно закрытой и непрозрачной. Коррупция и нарушение законодательства в этой области еще слишком высоки. Так, по данным экспертов, в прошлом году в коррупционную дыру утекло более 300 миллиардов рублей.

По словам аудитора Счетной палаты Александра Назарова, проверки аудиторов показали, что новый закон имеет пробелы, которыми ловко пользуются заинтересованные лица. Штрафы же для чиновников в 20 тысяч рублей, по мнению Назарова, звучат, мягко говоря, наивно, на фоне заключаемых многомиллионных контрактов. Поэтому аудиторы Счетной палаты предлагают ужесточить наказания для чиновников. Кроме того, Счетная палата рекомендует исключить посредников из системы госзакупок, четко прописать процедуры определения конкурса и дробления госзакупок на группу взаимосвязанных контрактов.

К Счетной палате присоединяется и Генпрокуратура. По словам заместителя генпрокурора России Евгения Забарчука, самым распространенным нарушением в сфере госзакупок сегодня является несоблюдение принципа публичности и сроков объявления и проведения конкурсов. Более того, очень часто к конкурсу привлекаются подведомственные организации, что является нарушением антимонопольного законодательства. Поэтому Генпрокуратура предложила внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс и наделить прокуроров правом обращаться в Арбитражный суд с иском о признании заключенных с нарушением законодательства контрактов недействительными. Кроме того, депутатам рекомендовано включить в закон о госзакупках положение о том, что участниками конкурса могут быть только поставщики, которые имеют производственные мощности, необходимые для реализации контрактов.

Представители Генпрокуратуры и Счетной палаты, отметив в этой сфере множество злоупотреблений, посетовали на то, что чиновников редко наказывают за нарушения законов о госзакупках. На это замечание заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский рассказал, что за полтора года в ведомство поступило 6700 жалоб, 50 процентов которых были признаны обоснованными. Всего за этот период ФАС провело 931 плановую проверку и 1710 внеплановых. В 2006 году вынесено 500 постановлений, по которым надо заплатить 300 тысяч рублей. За первую половину текущего кода антимонопольное ведомство выписало более 2 тысяч постановлений на сумму в 5 миллионов рублей.

Помимо этого ФАС напоминает, что с 1 октября максимальный штраф для чиновника вырастет до 50 тысяч рублей, причем штрафовать разрешается за каждое нарушение законодательства о госзакупках. Кроме того, ФАС сможет налагать штраф на каждого члена комиссии, голосовавшего за незаконное решение, отмечают в ведомстве. Для организации штрафы составят до 500 тысяч рублей.

ФАС со своей стороны предлагает ужесточить наказание, привязав административные штрафы не к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), а к обороту компаний. Более того, ведомство не возражает против инициатив внесения соответствующих статей в Уголовный кодекс, если нарушения приведут к большим бюджетным потерям.

Участвующий в обсуждении проблемы госзакупок бизнес заявил, что тоже страдает от высокого уровня коррупции. Так, вице-президент ОПОРЫ Владислав Корочкин пояснил, что бизнес уже привык к тому, что без договоренности с организаторами конкурса выиграть его нельзя. По его словам, без повышения личной ответственности чиновников, которая сегодня очень низка, говорить о качественном улучшении ситуации в сфере госзакупок нет смысла. Поэтому мы поддерживаем инициативу ФАС по переквалификации нарушений в сфере проведения аукционов по госзаказу в нарушения антимонопольного законодательства. В котором предусмотрена совсем другая, намного более высокая ответственность, чем по 94-му федеральному закону о госзакупках, отметил он.