Поправки депутатов Александра Белоусова, Владимира Каретникова и Алексея Лихачева вводят в Воздушный кодекс понятие обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, определяют объект страхования и страховой риск. Минимальные размеры страховых сумм не могут быть меньше 2 млн. руб. - по ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, 600 руб. - по вреду, причиненному каждому килограмму багажа, 11 тыс. руб. - по ущербу личным вещам пассажира.
Законопроект разрешает одному из наследников погибшего пассажира обратиться за предварительной выплатой в размере 200 тыс. руб. Страховая компания обязана произвести такую выплату в течение 15 дней со дня получения пакета документов, подтверждающих гибель пассажира.
Минтранс также подготовил и внес в правительство поправки к Воздушному кодексу, которые предусматривают увеличение страховых сумм до 2 млн. руб. на каждого пассажира. В Госдуму законопроект, по нашей информации, пока не поступил.
Принятие этих законопроектов, по мнению экспертов, не вызовет качественных изменений на рынке страхования авиационных рисков. "Для страховщиков, которые сотрудничают с крупными авиакомпаниями, уже давно обеспечивающими и более крупные лимиты, ничего не изменится, - говорит Олег Зудин, руководитель дирекции космического и авиационного страхования Страховой группы "УралСиб". - У нас есть опыт и устойчивые механизмы урегулирования убытков с такими лимитами. Для страховых компаний, которые применяли минимальные лимиты по ныне действующему Воздушному кодексу, возрастет сложность работы при наступлении страхового случая".
А вот количественные изменения, по мнению экспертов, произойдут. "Прежде всего, вырастут страховые премии. Причем рост будет значительный. Увеличение затрат авиакомпании на страхование безусловно повлечет за собой и рост цен на билеты. Вопрос только в размере", - указывает управляющий директор Группы Ренессанс страхование Сергей Ивлев.
С размерами у экспертов нет особых разногласий. Алексей Галахов, заместитель генерального директора ОСАО "Россия", дает прогноз для увеличения сборов по страхованию ответственности авиаперевозчиков - 260-400 млн. руб. Близкую цифру (157 млн. руб.) приводят и в своих расчетах авторы думского законопроекта. Суммы в масштабах страхового рынка, прямо скажем, небольшие. Но вот на кошельке пассажира введение новых правил может отразиться существенно. "Стоимость полиса зависит от ряда факторов и премия, которую будут платить авиакомпании, будет разниться, но из опыта можно оценить базовый уровень премии в районе 4-5 тысяч рублей за одно пассажирское кресло", - считает Ринат Мустафин, начальник управления авиационного и космического страхования страхового брокера "Малакут". Алексей Галахова утверждает, что полис может стоить менее 0,1% от страховой суммы. Заметим, что для 2 млн. рублей это составит 2000 рублей.
Насколько же может вырасти цена билета? "В размере, необходимом для покрытия расходов на страхование с новыми лимитами, - не скрывает Алексей Галахов. - У тех, кто имеет страховое покрытие с большими лимитами для полетов, скажем в страны ЕС, цена билета не изменится. Цена билетов у региональных перевозчиков вырастет".