Глава МИД Франции: Войны с Ираном можно избежать

После двухчасовой беседы с исполняющим обязанности министра иностранных дел России Сергеем Лавровым, которая состоялась в Москве, его французский коллега Бернар Кушнер существенно смягчил свою позицию по иранской ядерной проблеме.

В ответе на вопрос журналиста он девять раз произнес слово "переговоры". За день до этого его заявления были куда менее дипломатичными. Накануне своего приезда в Москву Кушнер на несколько часов стал самым цитируемым политиком в мире. "Мы должны готовиться к худшему - к войне с Ираном", - заявил он.

Пока в Москве шли переговоры Лаврова с Кушнером, выступая в парламенте в Тегеране, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад дал в очередной раз понять, что угрожающие заявления и американских, и французских политиков его мало беспокоят. Он назвал слова главы МИД Франции несерьезными и предназначенными исключительно для прессы: "Мы не рассматриваем подобные угрозы серьезно". При этом уже иранские депутаты посоветовали Парижу не забывать о том, что резкие заявления Кушнера напрямую угрожают не Тегерану, а в первую очередь интересам французского бизнеса в Иране.

Очевидно, ответ Тегерана был своевременно доложен главе МИД Франции. Не известно, что именно повлияло на резкую смену в риторике Бернара Кушнера - беседа с Сергеем Лавровым или ответ Махмуда Ахмадинежада. Но в любом случае на итоговой пресс-конференции в Москве он был предельно дипломатичен. Было заметно, что на этот раз Кушнер выверяет практически каждое слово: "Все должно быть сделано для того, чтобы избежать войны. Переговоры и еще раз переговоры. Необходимо неустанно продолжать переговоры, даже если будут какие-то шероховатости. В любом случае, речь не идет о военной угрозе".

Кушнер предположил, что в итоге Совбез ООН все же придет к мысли о необходимости принятия новой, уже третьей резолюции по иранской ядерной программе. До тех пор страны Евросоюза, уверен французский министр, должны выработать единую позицию по этому вопросу. В первую очередь, речь идет о введении со стороны ЕС более жестких экономических санкций в отношении Ирана.

"Это необходимо для того, чтобы показать всю серьезность нашего отношения к данной проблеме", - пояснил Кушнер. Однако явно не убедил Лаврова. Российский министр в ответ сообщил, что Россия обеспокоена планами о введении новых санкций против Ирана в одностороннем порядке: "Если мы договорились работать коллективно, и это воплощается в консенсусной работе в рамках Совета Безопасности ООН, то какие цели преследует введение односторонних санкций?"

На этот вопрос в присутствии журналистов Кушнер предпочел не отвечать. Он продолжал слушать, что говорит Лавров, соглашаясь или не соглашаясь с ним лишь кивками. "Необходимо продолжить вести переговоры. Для этого нужно возобновить контакты на уровне Солана-Лариджани", - заявил российский министр. Кушнер кивнул. "МАГАТЭ удовлетворено, как Иран выполняет договоренности о закрытии проблемных вопросов, связанные с его ядерной программой", - добавил Лавров. Кушнер не кивнул.

"Я думаю, что мы не должны забывать о той части договоренности, которая предполагает развитие диалога с Ираном, в том числе по урегулированию вопросов, касающихся его ядерной программы, торгово-экономическим делам и безопасности", - заметил Лавров. Кушнер кивнул. "Ни одна проблема не имеет военного решения", - пояснил и.о. главы МИД России. Кушнер не стал кивать.

Из Москвы он отправится в Вашингтон, где, видимо, ему предстоит услышать иные комментарии насчет "военных решений". "Особенно вызывает беспокойство множащиеся сообщения о возможном осуществлении военной акции против Ирана", - подытожил Сергей Лавров. Улыбка тут же пропала с лица француза.

Безусловно, в Москве на встрече Сергея Лаврова с Бернаром Кушнером обсуждалась не только иранская ядерная проблема. На первую декаду октября запланирован визит президента Франции Николя Саркози в российскую столицу. Назвав российско-французские отношения привилегированными, Кушнер добавил: "На фронте двусторонних контактов, по моему, все хорошо". Он также сообщил, что официальный Париж поставил перед собой прямую задачу постараться укрепить отношения между Россией и ЕС.

Между тем

Помимо этого вчера в Москве министры обсудили ситуацию на Северном Кавказе, а также развитие контактов по линии Россия-НАТО. В том числе в связи с планами Вашингтона по размещению элементов своей противоракетной обороны в Европе. "После беседы с Сергеем Лавровым я лучше понял позицию России по ПРО", - добавил Бернар Кушнер.