Марина Полицеймако стала "штучкой с ручкой"

Ведущая актриса Театра на Таганке Марина Полицеймако в украинской картине "У реки" Евы Нейман сыграла одну из двух главных ролей.

Это роль девяностолетней старухи, уже немного выжившей из ума, но так искусно манипулирующей своей дочерью, что ей позавидовал бы каждый талантливый и успешно практикующий психолог. Ей хочется на прогулку. На речку, где весело, где люди, где свежий воздух и где жизнь не ограничивается четырьмя стенами. Но максимум, куда она в состоянии добраться самостоятельно, - это балкон квартиры, поэтому по степени сложности исполнения задача - почти равносильная той, чтобы взять и слетать на Луну.

Но своего она добивается. Дальше - больше: ей хочется в ресторан. Хотя в том наряде, в котором она появляется на улице, вести ее можно только в зоопарк. Но совсем скоро она будет сидеть и пить чай в ресторане (на что-то другое не хватает денег), не обращая внимания ни на какие косые взгляды. И на лодке потом она будет кататься, и по берегу гулять, и солнцу радоваться. И все истерики дочери сдерживать. Ведь сегодня - ее день. Нервный, напряженный, но - самый прекрасный. Потому что богатый событиями.

На проходящем сейчас в Анапе "Киношоке" Марина Полицеймако - одна из главных претендентов на приз фестиваля за лучшую женскую роль. Наш разговор - о мастерстве перевоплощения, о причудах старости, о терпении и - о любви, имеющей место быть в любом, даже самом преклонном возрасте.

Российская газета: Марина Витальевна, вам ведь сначала предлагали роль дочери.

Марина Полицеймако: Да, это когда ко мне домой приехали режиссер Ева Нейман и Лия Ахеджакова, которая должна была играть мать. Потом мне предложили роль Лии, а роль дочери исполнила Нина Русланова. В таком сочетании и вышел фильм.

РГ: На возрастной грим у вас много времени уходило?

Полицеймако: Безумно. Но грим в результате получился хороший: даже я иногда в каком-то ракурсе себя не узнаю. Как будто на экране - совсем посторонний человек.

РГ: А с голосом что вы сделали? Совсем не ваш.

Полицеймако: С голосом было легче - шли уже чисто актерские дела.

РГ: Где проходили съемки?

Полицеймако: В Житомире, потом в Одессе, потом в Бердичеве на реке Гнилопять. Представляете, название? Я там по городу гуляла загримированная, в жутком старческом платье как из пыльной коробки (на картине работал потрясающий художник), с развевающимися лентами, оборванная, - прохожие в ужас приходили, но мне было все равно - я хотела походить по храмам, музеям и использовала любую свободную минуту в перерывах между съемками.

РГ: Когда столь сложную роль вам предложила режиссер-дебютантка, вас это не насторожило?

Полицеймако: Нет. Мне понравился материал - я обожаю Фридриха Горенштейна, у меня дома стоит его собрание сочинений, я очень люблю его рассказ "Старушки" - рассказ-то маленький, а из него "вылился" весь фильм... И я очень благодарна случаю, который нас свел с Евой Нейман. Молодой человек выбирает такую тему и снимает такую картину - это говорит о многом. Еве 35 лет, это ее первый художественный фильм, до того она увлекалась документальным кино. Она строгая, замкнутая девочка. Необычайно спокойный человек - работала, ни разу не выйдя не из каких рамок, хотя на съемках всякое бывает. Училась в Германии. Спасибо, что она меня нашла.

РГ: Ева Нейман работала ассистентом у Киры Муратовой, и сейчас многие находят в ее творчестве отголоски почерка Муратовой. А вы это замечали?

Полицеймако: Я этого не чувствовала. Мне кажется, у нее есть свой шаг, свое чутье.

РГ: На съемках вам приходилось подчиняться ее требованиям или же она больше шла за вами на поводу? Она ведь все-таки молодая женщина, о проблемах старости знающая только понаслышке...

Полицеймако: Все в картине сделано ею. Как же можно идти за актером?

РГ: За такими, как вы с Ниной Руслановой, можно не просто идти - бежать... Вы очень искусно манипулируете своей экранной дочерью. Это по наблюдениям из жизни?

Полицеймако: Это все естественно - она же такая несчастная, ее дочка. У мадам, которую я играю, было все: и прошлое, и любовники, и воспоминания, дальше можно долго фантазировать. А у дочери - ничего, кроме матери. Поэтому она и срывается постоянно. Плюс, конечно, она и может срываться, - потому что у матери все-таки отклонения серьезные бывают...

РГ: Но иногда она и хитрит.

Полицеймако: А иногда и на самом деле все путает - своих детей, мужей, времена. Мамаша - та еще штучка с ручкой... И потому ее дочь (мне кажется, Нина Русланова потрясающе сыграла этот образ) все время в напряжении. Как она рыдает в конце! Ведь ничего нельзя изменить - они прикованы, два родных существа...

РГ: ...которые друг друга пожирают...

Полицеймако: ...но расстаться не могут. Мать и шагу не может сделать без дочери.

РГ: А дочь из-за гипертрофированного чувства ответственности не может ни на одну минуту выпустить из поля зрения мать.

Полицеймако: Хотя дочь и мать совершенно разные. Так бывает. Опять же, потому что мать вся из себя, у нее все было, а дочь живет одна около этой мамы, и больше ничего никогда в ее жизни не будет. Она очень несчастна, очень устала, "изнервленна", потому что такую мамашу тоже надо уметь вытерпеть. Они люди из разных исторических эпох. Возраст здесь роли не играет, значение имеет лишь то, что стоит за их прожитой жизнью...

РГ: Отдельно всплывающие эпизоды - воспоминания из прошлого - им помогают или мешают жить?

Полицеймако: Мать все путает. У нее это уже старческое. Она не притворяется - это действительно какие-то обрывки сознания, очень сильно раздражающие дочь.

РГ: А дочь думает, что она издевается.

Полицеймако: Дочка устала. Уже ни нервов, ни сил, ни терпения, ничего не осталось. Мне очень нравится сцена, где после истеричного крика героиня Нины Руслановой говорит: "Господи, как я устала..." Река, куда они пришли, - это ведь жизнь, которая их обтекает...

РГ: Ваша героиня могла бы постараться стать ангелом, чтобы лишний раз не испытывать терпение дочери?

Полицеймако: Думаю, что нет. В другое время она еще что-нибудь новое обязательно выкинет.

РГ: У матери с дочерью это был счастливый день?

Полицеймако: Конечно. Потому что кончился он все-таки любовью. Фильм ведь не о путешествии на реку, а о терпении, любви и о доверии...