"Нужно упростить некоторые положения трудового законодательства, касающиеся длительности рабочего времени, - оно одно из самых сложных в мире. Это предполагает и реформу трудовых контрактов. Все это знают, но никто не говорит об этом открыто. Мы не можем больше удерживать эту юридическую линию", - подчеркнул Саркози.
Заявления Саркози вызвали настоящий переполох во Франции. Ведь президент собирается сразу и в предельно сжатые сроки провести пять базовых социальных реформ одновременно. Они затрагивают целый комплекс вопросов, касающихся занятости, социальной защиты, профессиональных отношений и даже пересмотра сроков выхода на пенсию.
Саркози действует в строгом соответствии с одним из своих самых излюбленных лозунгов, с которым шел на выборы: "Надо больше работать, и тогда можно будет больше зарабатывать". Это означает, что в случае, если Саркози продавит соответствующие законопроекты, французы лишатся того социального завоевания, которым они гордились долгое время и хвалились перед другими европейцами: 35-часовой рабочей недели.
Представители профсоюзов прогнозируют, что как только трудящиеся разберутся в истинном смысле реформ Саркози, по всей Франции начнутся акции протеста. Впрочем, к ним могут присоединиться мигранты. Французский лидер объявил о намерении взять под контроль миграционные потоки. И перейти к "выборочной иммиграции". Этот вопрос вынесен на рассмотрение открывшейся в Париже внеочередной сессии Национального собрания - нижней палаты парламента Франции. Президентский проект ставит задачу высылать из Франции в среднем по 25 тысяч нелегальных иммигрантов в год. Выступая на сессии Национальной ассамблеи, министр иммиграции, интеграции, национальной самобытности и совместного развития Брис Ортефе заявил, что необходимо покончить с "миграционным хаосом", который угрожает "национальному единству" страны.
Особое возмущение у французских правозащитников вызвала предусмотренная в законопроекте возможность анализа ДНК у лиц, претендующих на въезд во Францию в рамках программы по воссоединению семей.
Оппозицию беспокоят не столько сами "радикальные предложения Саркози", сколько та решимость и бескомпромиссность, с какими новый президент намерен коренным образом изменить систему социального обеспечения во Франции. Эта страна всегда гордилась и оберегала свою социальную модель в виде щедрых пособий и льгот, широкого государственного регулирования. Более того, на протяжении десятков лет левые и правые, ссорясь по ряду ключевых вопросов, неизменно сохраняли консенсус в социальной сфере.
Однако теперь, похоже, Франции придется привыкать к "голлистскому варианту тэтчеризма": по крайней мере так однажды назвала лондонская газета "Таймс" то, что замыслил провести Саркози: либерализацию рынков, снижение бюджетных затрат на социальные нужды. Впрочем, неизвестно, учел ли Саркози горький опыт первых лет правления Маргарет Тэтчер, когда ни одна из новостных программ не обходилась без репортажа о постоянно бастующих рабочих в Великобритании.