Новый фильм "Монгол" - международный проект, он вобрал опыт российского, американского, европейского кино. Бюджет фильма - 15 миллионов евро. В его создании участвовали Россия, Казахстан, Германия.
Фильм "Монгол" начинается сознательно затянуто-монотонно, вводя внимание зрителя в пейзаж монгольской степи. Он снимался в Синьцзяне, в Семиречье, "некогда сердце Великой Степи, колыбели многих кочевых народов, а также во Внутренней Монголии, в местах, где кочевой мир дал сражение оседлой цивилизации. Эти холмы и реки помнят поступь завоевателя мира. Большинство людей, снимавшихся в фильме, выросли в здешних краях. Для них Чингисхан не человек из учебника, а главный человек их истории".
- Картина далась очень тяжело, - рассказал Сергей Бодров. - Я давно хотел снять историю про великого завоевателя, который сам определил свою судьбу. Изучил все серьезные исследования, которые были посвящены этому периоду. Ближе всего мне стали идеи Льва Гумилева. Фильм о том, как люди становятся Чингисханами. Я своей картиной хотел разрушить клише.
- В чем его смысл?
- Благодаря кодексу чести человек объединил Монголию. Благодаря Чингисхану возник иммунитет - послов нельзя убивать. Он держал свое слово. Чингисхан оставил огромное потомство. В Индии, Китае, Сибири каждый 200-й человек - наследник Чингисхана.
- Прежде, чем запустить такой проект, чем вы руководствовались?
- Иногда принятие решения происходит на чувственном уровне. Фигура Чингисхана интересна сама по себе. Он - не абстрактная для нас фигура. Чингисхан отвечает на вопрос, что такое и - откуда пошла русская земля.
- Почему так считаете?
- Дело в том, что его пассионарность произвела громадные изменения в истории Руси, ее менталитете.
- На какую реакцию российского и белорусского зрителя рассчитываете?
- Желание понять, узнать Чингисхана.
- Почему съемки дались тяжело?
- В Китае, Казахстане, в основном - во Внутренней Монголии. Тяжело дались батальные сцены. В массовке было занято около 600 человек. Самой дорогой масштабной сценой фильма стало сражение между Чингисханом и его названным братом Джимухой. Эта кинобитва обошлась в два миллиона долларов. Потом потратили еще 1,5 миллиона долларов на то, чтобы на экране при помощи компьютерной графики тысяча человек превратилась в сорокатысячную армию...
- У вас, говорят, были непростые отношения с монгольской общественностью?
- Часть монгольской общественности ревниво отнеслась к сценарию. Чингисхан для Монголии - отец нации. Нет в истории другого примера, чтобы человек, умерший 800 лет назад, имел такое влияние. Чингисхан и сегодня властитель умов. После окончания съемок нас пригласили в Монголию, мы встречались с общественностью. Президент Монголии посмотрел часть материала и дальше решил, что будем работать в тесном контакте. Главное, что нам удалось - оживить памятник, фундаментальную историческую фигуру.
- В фильме не участвуют российские актеры?
- Это азиатская картина. Найти актеров на главные роли оказалось непросто. Мы просмотрели более двух тысяч человек, пока не остановились на известном японском актере Таданобу Асано и монгольской студентке-журналистке Хулан Чулуун.
- Сколько времени шла работа над фильмом?
- Картина снималась два года. Картине нужен был выдающийся монтажер, и мы нашли такого - Зака Стэнберга, получившего "Оскар" за монтаж картины "Матрица".
...А в это время в Московском музее современного искусства проходит фотовыставка "Монгол. Две реальности", посвященная выходу в прокат фильма "Монгол". Там представлены фотографии Александра Забрина со съемок фильма Сергея Бодрова-старшего. На выставке в Московском музее современного искусства представлено более 110 цветных фотографий А. Забрина. Экспозиция включает в себя два принципиальных раздела: в первый вошли снимки, фиксирующие отдельные сцены фильма, во втором демонстрируются рабочие моменты киносъемок.
Первый раздел экспозиции, по мнению устроителей, погружает зрителя в реальность исторической среды ХII столетия, великолепно воссозданной на съемочной площадке главным художником картины Даши Намдаковым.
Фотографии Забрина вызывают в памяти произведения знаменитого русского баталиста Василия Верещагина. С ними их роднит документальная объективность и тщательность фиксации образа, интенсивность цветовых соотношений, их психологическая напряженность, общая суровая и вневременная патетика в трактовке исторического события. Забрина не всегда интересуют сюжетные перипетии фильма: он не забывает снять кадры с массовкой, концентрирует свое внимание на передаче необычных световых эффектов.
"Во втором разделе экспозиции представлены фотографии, на которых запечатлен развернувшийся на съемочной площадке рабочий процесс, то, что происходило за кадром. Здесь провозглашается диаметрально противоположная задача: развеять иллюзионистическую убедительность кинематографической реальности и показать съемочную группу в действии - порой в совершенно неожиданном свете.
Фотограф, не мог самостоятельно строить композицию кинокадра и диктовать на площадке сценографические решения, не мог контролировать поведение актеров и определять характер декораций. Все, что было в его власти, - возможность распознать в стремительном потоке происходящего художественный образ, схватить его и запечатлеть через объектив фотокамеры".