Российская газета: Вы, правда, внук Рихарда Вагнера?
Антуан Вагнер: (смеется). Нет. Хорошее начало интервью. Я пра-пра-правнук Вагнера и пра-пра-пра-правнук Листа.
РГ: Ну и как вы себя чувствуете в этом качестве?
Вагнер: Это дало мне отличный шанс открыть для себя оперу, потому что мои друзья и люди моего поколения не очень хорошо знают и любят этот вид искусства. Я люблю классическую музыку, и у меня была отличная возможность сделать проект о Ференце Листе.
РГ: Это ведь ваш второй приезд в Москву?
Вагнер: Ну да. Мне здесь очень понравилось. Москва похожа на Сан-Паулу и Берлин. Такой же энергетически сильный город. Я первый раз приехал как турист, правда, тоже по приглашению Федора Павлова-Андриевича. Мы познакомились в 2005 году в Watermelon Center в Нью-Йорке у Роберта Уилсона. Это потрясающее место, в котором грандиозный Уилсон дает возможность учиться, прежде всего у него самого, придумывать и осуществлять самые безумные проекты и общаться с людьми самых разных национальностей. Там Федор и предложил приехать однажды в Москву, и это "однажды" случилось уже через месяц. Я влюбился в этот город, так же, как в Нью-Йорк, где сейчас живу.
РГ: Вы очень молодой человек, но кажется, уже очень много успели попробовать. В какой стадии карьеры вы себя сейчас мыслите?
Вагнер: Я выгляжу старше из-за бороды. Но мне только 25 лет. Я учился в элитарных заведениях в Лондоне и Париже. Начиная с 15 лет каждые каникулы я проводил в каком-то из больших оперных домов Европы, работал на сцене в самых разных качествах. В 18 лет, в 2000 году, я отправился в восьмимесячное кругосветное путешествие.
Думаю, что все это сильно меня формировало. К тому же у меня мама - немка, а папа - француз, что сразу дало два языка. После учебы в Лондоне и Париже я уехал учиться дальше, в Америку. В Чикаго я изучал одновременно политические науки, театр и кинематограф, продолжая заниматься музицированием (я играю на гитаре, конечно, на фортепиано, пою). В итоге я сделал три диплома. Переехав в Нью-Йорк, стал изучать кино и в итоге снял документальный фильм о двух бразильских художниках. Наконец, мне повезло стать ассистентом Михаэля Ханеке на фильме "Тайное". Я работал с ним шесть месяцев, и это был невероятный опыт, во время которого я узнал больше, чем за всю жизнь. Он дал мне знание и чувство ответственности, которое необходимо профессионалу. Благодаря этому я смог сделать в прошлом году свой первый настоящий проект, о котором я уже рассказывал вам.
РГ: Что вы думаете о смысле проекта "Розамира"?
Вагнер: Меня попросили сделать именно проект, связанный с подземными музыкантами. Я обожаю московскую подземку. К тому же я люблю Бразилию и бразильское искусство. И когда Федор сказал мне, что главным акцентом нынешнего фестиваля будет Бразилия, я немедленно согласился. Подземная музыка должна быть в Москве, потому что московская подземка - это одно из лучших мест здесь! К сожалению, мы не смогли разместить наш проект в подземке, но это можно вообразить.
РГ: В чем смысл проекта "Розамира"?
Вагнер: Встреча молодых людей с искусством, его интерактивность.
РГ: Как вы, потомок Вагнера и Листа, относитесь к этому процессу демократизации искусства, который захватывает современную культуру? Каков шанс традиционного искусства в ситуации, когда искусство наконец стало "принадлежать народу"?
Вагнер: То, что искусство становится более интерактивным, по-моему, прекрасно - это дает возможность огромному числу людей выразить себя. И если говорить о классической опере, например, то "Метрополитен" позволяет сегодня смотреть свои спектакли в режиме он-лайн прямо в Интернете, или на уличном экране в Нью-Йорке. Люди подключаются к этим энергиям, получают впечатления, которые раньше им были недоступны.