Экс-мэр Снежинска признан виновным в казнокрадстве

Вчера громкий процесс по "снежинскому делу" о хищениях из бюджета ЗАТО вышел на финишную прямую. Началось оглашение приговора. С первых слов судьи стало понятно, что никакого послабления участи обвиняемых в разворовывании бюджета не будет.

Градоначальник Анатолий Опланчук признан виновным по основным пунктам предъявленного прокуратурой обвинения. Кроме того, суд установил, что именно он придумал, как незаметно уводить миллиарды рублей, учредил для этого кормушку-фонд и сколотил преступную группу. За все это Опланчуку грозит до девяти лет колонии строгого режима с лишением права занимать должности на государственной службе в течение трех лет, 750 тысяч рублей штрафа и лишение всех государственных наград.

Через толстое стекло "клетки" для подсудимых экс мэр равнодушно взирал на происходящее, морщась только от раздражающих вспышек фотокамер. Похоже, за два с половиной года, проведенных в СИЗО, Анатолий Опланчук смирился с судьбой.

Четверым сотоварищам Опланчука повезло больше. Они ожидали приговора под подпиской о невыезде, а потому вместо "клетки" им достались лучшие места в "зрительном зале". Впрочем, по всей видимости, это последнее послабление. Заместителю градоначальника Борису Степанову грозит семь лет колонии общего режима с лишением права работать чиновником еще на два года. Бизнесмены Сергей Миняев, Александр Низовцев и Валерий Галочкин обвиняются в хищении организованной группой в особо крупном размере. Для Миняева и Низовцева гособвинение потребовало соответственно шесть и семь лет лишения свободы в колонии общего режима. Для Галочкина, частично признавшего свою вину и попросившего переквалифицировать его обвинение, исключив из него пункт об участии в организованной группе, - шесть лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года.

Однако вчера выяснилось, что в ходе судебного разбирательства доподлинно установлены и другие прегрешения Галочкина. Кроме дачи взяток Опланчуку и его заместителю бизнесмен признан виновным в попытке "выбить" полмиллиарда рублей из пристроенного им в "бизнес" компаньона. Дело было в 2004 году, когда расхищать, по всей видимости, уже было нечего и начался передел награбленного. Этот эпизод суд квалифицировал как самоуправство с угрозами насилия. А потому по совокупности грехов Галочкину на условное наказание рассчитывать вряд ли приходится.

Интересно, что за исключением Галочкина вся компания по-прежнему настаивает на своей полной невиновности и требует оправдательного приговора.

Судья Зуболомов решил иначе. Опланчук признан виновным в том, что два года, с 2000 го по 2002-й, злоупотреблял своими должностными полномочиями для организации хищений и "в надежде на подарки" от бизнесменов.

Мэра погубила доброта. Обеспечив достойное существование себе и своим родственникам, он начал помогать всем, кто ни попросит. Возглавляя муниципальный внебюджетный фонд поддержки социальных и инвестиционных программ "Снежинский", распоряжался его средствами, как своими. Раздавал деньги в долг, благодушно закрывая глаза на то, что их не возвращают.

А началось все с негласного соглашения с двумя крупными нефтяными компаниями, пожелавшими на взаимовыгодных со Снежинском условиях "оптимизировать" свои налоговые отчисления. В 2000 году Бюджетный кодекс РФ разрешил выдавать субвенции под крупные инвестиционные и социальные проекты. С одной оговоркой: на государственную поддержку могли рассчитывать только добросовестные налогоплательщики и использовать их только по целевому назначению. Этим и воспользовались снежинцы. По указанию мэра был создан фонд развития и социальных программ "Снежинский", который наполнялся за счет отчислений от "прописанных" в городе предприятий и, по сути, являлся "общим котлом", из которого они могли получить безвозмездную помощь на доброе дело.

Когда же следствие заинтересовалось делами фонда, выяснилось, что собственно на развитие тратилось не более трети бюджетных средств, остальными попросту набивали карманы мэр и приближенные к нему лица. Первую же крупную субвенцию в размере 10 миллиардов рублей с согласия мэра получила малоизвестная фирма "ВС-Профит", одним из учредителей которой стала жена директора фонда "Снежинский" Владимира Миняева, а другим - представитель нефтяной компании. Собственной финансовой деятельности фирма не вела и налоги не платила. На нее работала "нефтянка", исправно отчисляя налоги в бюджет Снежинска и получая их назад в качестве городской субвенции. По данным следствия, только по этой схеме город потерял 5 миллиардов 247 миллионов рублей. Кроме "ВС-Профит" из средств фонда финансировались еще две фирмы, учредителями которых являлись жена и дочь Анатолия Опланчука.

Первая ступень была преодолена. В город потекли "нефтедоллары", распределял их градоначальник со товарищи. Однако их еще нужно было легально увести из фонда кормушки и превратить в свои накопления. Для этого в дело были взяты челябинские бизнесмены Валерий Галочкин и Александр Низовцев. От имени фирмы "Надежда" с уставным фондом в 10 тысяч рублей они обратилась в фонд "Снежинский" с просьбой о займе 3,8 миллиарда рублей. А когда надежды "Надежды" чудесным образом сбылись, рванули в Москву, чтобы поменять векселя на деньги.

Вернувшись, поблагодарили снежинцев. Градоначальника - 100 тысячами долларов, его заместителя и директора фонда - еще 100 тысячами на двоих. Не забыли и себя. Низовцев по примеру рекламного Лени Голубкова тут же купил жене автомобиль. А когда пришла пора платить по счетам, купил за 25 тысяч долларов "Фольксваген-Пассат" и преподнес его в качестве подарка на свадьбу сыну Опланчука. Естественно, долги были забыты надолго.

А чтобы долгосрочный заем "Надежды" не бросался в глаза, кредиты из бюджета были выданы и другим фирмам. Одной из них градоначальник даже переуступил право требования долга от администрации Озерска. В результате такой же, как и Снежинск, атомград оказался должен частной лавочке. Причем своевременной отдачи кредитов Анатолий Опланчук не требовал. Многие из них не возвращены до сих пор. Хотел быть одинаково добрым для всех?

В ходе обысков в доме экс-главы Снежинска были изъяты валюта, золотые и серебряные монеты, международные кредитные карты, сберкнижки и документы, свидетельствующие об открытии счетов в различных банках.

комментарий

Елена Вериго, пресс секретарь областного суда:

- Из оглашенной части приговора можно сделать вывод, что в суде нашли подтверждение все основные эпизоды обвинения. Суд признал бывшего мэра города Снежинска Анатолия Опланчука и его заместителя Бориса Степанова виновными в злоупотреблении должностными полномочиями, что выражается в незаконной выдаче бюджетных средств предприятиям города и области в виде субвенций и кредитов. Признаны доказанными факты получения Опланчуком взятки в виде автомобиля "Фольксваген-Пассат"; хищения средств фонда "Снежинский" через ООО "Надежда". Суд уточнил квалификацию некоторых преступных действий, но расхождения с обвинением незначительные. Еще до завершения оглашения приговора можно однозначно сказать - оправдательным он не будет.