Белорусские энергетики рассчитывают на АЭС

Разработка обоснования и бизнес-подходов к строительству первой в Беларуси атомной электростанции будет завершена в 2008-м или в начале 2009 года. Этот прогноз, озвученный на прошлой неделе в Минске начальником главного управления инвестиционного развития министерства энергетики Владимиром Бобровым, если и не тянет на сенсацию, то уж свой мазок в полотно под названием "Атомный ренессанс", безусловно, вносит.

 

То, что еще пятнадцать и даже десять лет назад казалось абсолютно неприемлемым на земле, больше всех натерпевшейся от мирного атома, сегодня становится предметом рабочего обсуждения на заседании Совмина Беларуси. Специалисты уверяют, что только современная АЭС мощностью до 2000 мегаватт способна ослабить чрезмерную зависимость Белоруссии от поставок российского газа.

Сейчас, по словам министра экономики Николая Зайченко, почти 96 процентов энергии вырабатывается на ТЭЦ, где в качестве топлива используется газ. А если ввести в действие два энергоблока типа российских ВВЭР-1000, доля атомной генерации в энергобалансе республики сразу поднимется до 14 -15 процентов. Кроме того, по оценкам специалистов минэнерго республики, электричество, вырабатываемое на АЭС к моменту ее предполагаемого пуска (2014 - 2016 годы), будет на 25 - 30 процентов меньше средней цены за киловатт, прогнозируемой на этот период. Словом, управленцы и политики обеспокоенно взвешивают "за" и "против" АЭС, ученые их предостерегают и поторапливают. При этом кивают на соседние Украину, Болгарию, Венгрию, Чехию и даже Армению, где не отказались от эксплуатации атомных станций, построенных еще в советские времена, а напротив - продлевают срок их службы, проектируют и начинают строить новые энергоблоки.

Поворотным пунктом в спорах о целесообразности строительства в республике атомной электростанции стало постановление Совмина Беларуси от

18 ноября 2005 года. А еще раньше, в августе того же года, Президент Александр Лукашенко своим указом утвердил Концепцию энергетической безопасности республики. Из нее следовало, что для надежного и стабильного обеспечения электроэнергией промышленных предприятий, коммунальной сферы и удовлетворения потребностей самих граждан необходимы модернизация существующего оборудования и ввод до 2020 года в эксплуатацию новых электрогенерирующих мощностей в пределах 1500 - 2000 мегаватт. Покрыть такие объемы за счет солнечной, ветровой и прочих видов возобновляемой энергии в условиях современной Беларуси невозможно. При всем богатстве выбора реальной альтернативой газовой генерации могла стать только атомная.

Как отметил вскоре после памятных указа и постановления Совмина заместитель генерального директора Объединенного института энергетических и ядерных исследований "Сосны" НАН Беларуси, доктор технических наук Анатолий Якушев, анализ различных сценариев развития Белорусской энергетической системы на период до 2020 года показал, что развитие ядерной энергетики в республике экономически целесообразно. Даже при том, что строительство АЭС потребует дополнительно - в сравнении с другими энергоисточниками аналогичной мощности - вложить около 1 миллиарда долларов. Возрастут и эксплуатационные расходы на производство электроэнергии - по расчетам, до 65 - 70 миллионов долларов в год.

Однако все это, убеждены сторонники АЭС, с лихвой окупится. И главным образом - за счет снижения затрат на топливо. Ведь включение АЭС в энергосистему страны позволит заместить сжигаемые на эти же цели более 3,5 миллиарда кубометров газа. По разным оценкам, экономия к 2020 году может составить в масштабах Беларуси 250 - 300 миллионов долларов в год. А кроме того, сократятся выбросы парниковых газов в атмосферу ориентировочно на 7 - 10 миллионов тонн, что даст республике дополнительные экономические выгоды в связи с подписанием Киотского протокола.

Год назад, в сентябре 2006-го, российские атомщики организовали в Минске презентацию своих возможностей в проектировании и строительстве АЭС.

Тогда же в Минске российская делегация обсудила с руководителями и специалистами

минэнерго, "Белэнерго" и других организаций перспективы возможного сотрудничества. Еще раньше о готовности к тесному взаимодействию с белорусскими коллегами заявил глава Росатома Сергей Кириенко. Решив не откладывать дело в долгий ящик, уже в октябре 2006 года с ознакомительным визитом на Калининскую АЭС в Россию отправилась совместная делегация "Белэнерго" и Национальной академии наук. Ей предоставили возможность побывать на всех ключевых объектах станции, в том числе на только что принятом в эксплуатацию третьем энергоблоке - самом совершенном из тех, что построены и работают в России.

По итогам поездки первый заместитель генерального директора - главный инженер концерна "Белэнерго" Александр Сивак заявил: у его страны самые серьезные намерения в отношении атомной энергетики.

- Но без учета мнения жителей территории, на которой планируется разместить АЭС, строительство не начнется, - заверил он тогда же. - Мы не забыли и не забудем, что наша страна больше всех пострадала от аварии на Чернобыльской АЭС...

Что же касается возможных партнеров в проекте сооружения первой белорусской АЭС, заместитель руководителя "Белэнерго" заявил, что в Минске будут присматриваться "ко всем потенциальным поставщикам оборудования и услуг по его монтажу". Хотя и не отрицал, что в силу многих причин приоритет может быть отдан Российской Федерации.

С наступлением нынешнего года контакты на атомной почве между российскими и белорусскими специалистами еще более активизировались. В конце июня в Минске побывал заместитель главы Росатома Андрей Малышев. Он принимал участие в работе комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях и, среди прочего, дал понять, намекая на проблемы с газом, что "дефицита ядерного топлива в ближайшее столетие не предвидится".

Очередное заседание этой комиссии не случайно состоялось в белорусской столице. Комментируя его итоги, заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк предельно осторожно заметил, что "одним из потенциальных партнеров по строительству в Белоруссии атомной электростанции является Россия". Хотя "окончательное решение еще не принято" - тут же оговорился он. По его словам, сейчас белорусская сторона изучает международный опыт проведения тендеров по строительству АЭС, а готовятся такие тендеры не быстро. Вскользь было упомянуто предложение Москвы предоставить Минску кредит на закупку оборудования для АЭС. "Все подобные предложения, - пояснил Михадюк,- будут рассматриваться в рамках тендера". На что замглавы Росатома Андрей Малышев ответил столь же сдержанно и невозмутимо: российская сторона "будет рада оказать помощь Белоруссии в строительстве АЭС". И в случае, если именно Россия будет выбрана партнером, она же возьмет на себя гарантии обеспечения ядерным топливом.

Октябрьские смотрины прошлого года на Калининской АЭС, о чем писал "СОЮЗ", стали, похоже, лишь пробным камнем. Неделю назад из рабочей поездки в Нижний Новгород вернулась представительная белорусская делегация во главе с заместителем премьер-министра Андреем Кобяковым. Цель визита, как было официально объявлено, ознакомление с предприятиями атомной отрасли Нижегородской области "для определения перспектив сотрудничества в сфере атомной энергетики". Гости посетили, в частности, Нижегородский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и изыскательский институт "Атомэнергопроект" и Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова. Особое внимание у членов белорусской делегации вызвал проект энергоблока с реакторной установкой ВБЭР-300. Как сообщалось, для его продвижения на рынок рассматривается вариант научно-производственной кооперации между Россией и Казахстаном. Не исключено, что свой интерес может найти здесь и Минск. Хотя глава белорусской делегации Андрей Кобяков по итогам визита отметил, что он носил лишь ознакомительный характер. А на прямые вопросы журналистов ответил еще более уклончиво:

- С точки зрения человеческого любопытства нам было представлено много интересных проектов. С точки зрения того, что может быть потенциально применимо в Республике Беларусь, необходима работа специалистов...

Тем временем в научных кругах белорусской столицы на этот счет высказываются все более определенно. Если два года назад представитель академического НИИ "Сосны" Анатолий Якушев весьма сдержанно говорил о планах строительства АЭС, расценивая это как один из гипотетических сценариев развития Белорусской энергетической системы, то в феврале нынешнего уже сам президент Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович заявил, что "в 2014 году должен заработать первый энергоблок мощностью 1000 мегаватт, а второй - такой же мощности - в 2016 году".

Озвучена и расчетная стоимость двух энергоблоков такой АЭС с необходимой инфраструктурой - 2,5 - 3 миллиарда долларов. Под это дело, полагает президент НАН, возможно привлечение кредита Всемирного банка. В перспективе, по его словам, может быть возведен и третий энергоблок - предварительно выбранные для АЭС площадки в восточных районах Могилевской области такую возможность допускают (ранее, как нам известно, назывались две площадки: Быховская и Шкловско-Горецкая. - Ред.).

С вводом атомной электростанции на 2000 мегаватт власти Беларуси рассчитывают заместить 4,5 - 5 миллиардов кубометров природного газа, который сегодня приходится закупать для обеспечения существующих ТЭЦ. Плюс к этому повсеместно вводится режим энергосбережения, а часть котельных переходит с газа на твердое топливо. Таким образом надеются снизить долю природного газа, идущего на выработку электроэнергии, с нынешних 95 до 50 процентов.

Этой теме было посвящено одно из августовских (нынешнего года) заседаний президиума Совета министров Беларуси. Глава минэкономики Николай Зайченко, комментируя его итоги, напрямую связал рост цен на импортируемый газ с резким удорожанием электроэнергии: "В результате мы теряем конкурентоспособность на тарифах для реального сектора экономики". Из-за этого, по его словам, теряется конкурентоспособность промышленности и экономики в целом. "Поэтому без таких источников, как атомная энергетика, нам не обойтись", - заключил министр.