Российская газета: Вячеслав Викторович, у партии через две недели съезд, а вместо программы у "Единой России" по-прежнему восемь Посланий президента Федеральному Собранию. Когда же вы представите новый документ, который бы внятно объяснил избирателю, почему нужно голосовать за вашу партию?
Вячеслав Володин: Когда мы говорим о плане Владимира Путина и о программе "Единой России", то нужно понимать, что президент участвовал в создании партии, в очень непростое время объединил вокруг себя разрозненную элиту, хотя это было непросто.
Поэтому естественно, что основа нашей программы - это обращения президента к Федеральному Собранию. Они конкретные. Для нас В.В. Путин и сегодня является лидером, и завтра - наш лидер. Его идеи "Единая Россия" стремится реализовать, проблемы, поставленные им, решить. Мы принимали на нашем съезде в Красноярске партийный проект развития Дальнего Востока и Сибири, и его же планируем включить в предвыборную программу, которую будем обсуждать на съезде 1 октября. Кстати, частью нашей предвыборной программы станут также проекты "Урал промышленный - Урал Полярный" и развитие Калининградской области.
РГ: Но раз уж в партии все согласны считать Владимира Путина своим моральным лидером, может быть, на втором этапе вашего съезда после думских выборов, "единороссы" предложат президенту вступить уж наконец-то в свои ряды?
Володин: Сегодня избирательное законодательство позволяет участвовать в выборах любому российскому гражданину, даже если он не член партии. И у "Единой России" много сторонников. Кстати, многие, не являясь членами партии, делают порой больше, чем обладатели партбилетов. Президент - национальный лидер, и решение о вступлении в партию принимать ему. Мы же, "единороссы", считаем В.В. Путина своим моральным лидером, и все эти предложения "вступать - не вступать" не так важны, если есть понимание, что мы - одна команда и дорожим этим.
РГ: А у кого в "Единой России" билет номер один?
Володин: Не видел вообще этот билет, номер один. Компьютер выдает номера, у меня, например, пятизначный номер.
РГ: Тогда вернемся к реальным делам, скажите, направили ли вы уже Владимиру Путину свои рекомендации по составу нового кабинета министров как партия парламентского большинства?
Володин: Нет, вы не путайте, мы эту проблему обсуждали с нынешним премьером (тогда исполняющим обязанности) Виктором Зубковым, когда он приходил в Думу неделю назад на заседание нашей фракции. Это был диалог между людьми, хорошо понимающими друг друга. Виктор Алексеевич - человек в партии известный, он ведь был одним из основателей "Единой России", в свое время возглавлял "Единство" в Ленинградской области. И до сегодняшнего дня он входит в Координационный совет сторонников партии, причем всегда участвовал во всех партийных мероприятиях. Его в "Единой России" многие очень хорошо лично знают и уважительно относятся, так что во время встречи в Думе это был разговор между единомышленниками. Мы беседовали о проблемах, в том числе кадровых, о том, могут ли некоторые министры и дальше оставаться на своих постах. Но решение должен принимать премьер, и мы понимаем, что навязывать свою позицию было бы неверно.
РГ: То есть вы никого даже не предложили?
Володин: Поймите, что этот вопрос - его компетенция. В правительстве уже - Александр Жуков, Сергей Шойгу, Алексей Гордеев, Юрий Трутнев, Вячеслав Фетисов. Они эффективны, мы об этом на встрече сказали, и, конечно, партии хотелось бы, чтобы они и дальше работали.
РГ: А кого попросили убрать из правительства?
Володин: Мы считаем, что министр - фигура ключевая, он многое может сделать, но также может завалить всю работу, просто ничего не делая. И когда мы встречались с В.А. Зубковым на фракции, то честно сказали, что трудно взаимодействовать с министрами, которые неэффективны и не пользуются поддержкой населения.
"Единая Россия" назвала Михаила Зурабова, Владимира Яковлева и Александра Соколова. В конце концов, разве вас устраивает ситуация, сложившаяся в культуре? Нас - нет. Мы приезжаем, встречаемся с избирателями, нам люди говорят и о нищенской зарплате, и о разваливающихся зданиях, о том, что библиотеки не пополняются новыми книгами. И это не говоря еще о практически полном отсутствии программ по сохранению культурного наследия. Как в такой ситуации парламентское большинство "Единой России" может решать проблемы, если отвечающий за эту работу в правительстве министр не предложил программу развития, не отстоял позицию - в этом мы его обязательно бы поддержали. Министр культуры, по мнению депутатов-"единороссов", должен быть другой.
А теперь давайте просмотрим на село, где проблем не меньше. За 90-е годы село подверглось таким губительным реформам, там такое количество обанкротившихся хозяйств, что только для восстановления поголовья крупного рогатого скота надо как минимум десять лет. Но, несмотря на это, есть положительные сдвиги: количество федеральных программ по развитию сельского хозяйства выросло, заработал национальный проект, стало больше отечественной продукции, импорт сократился. Есть реальный результат. А ведь там тоже министр, но фамилия у него Гордеев.
Подготовила Анна Закатнова
Полный вариант "Делового завтрака" с Вячеславом Володиным
читайте в пятничном номере "РГ" на следующей неделе