Противостояние автоперевозчиков и властей создает угрозу коллапса на рынке пассажирских перевозок в краевом центре.
Согласно действующему законодательству, тарифы на перевозки пассажиров в городском и междугородном пассажирском транспорте могут меняться не чаще одного раза в год. И каждый год автоперевозчики поднимают вопрос об увеличении платы за проезд. Их аппетиты сдерживает Региональная энергетическая комиссия (РЭК), которая согласилась увеличить стоимость проезда до девяти рублей. Но автоперевозчики Владивостока с этим решением не согласились.
Недавно прокуратура Приморского края разрешила автопредприятиям самостоятельно подавать варианты расчетов на рассмотрение в РЭК. Ранее в процедуре утверждения нового тарифа был задействован еще один участник - городские власти. Автоперевозчики направляли свои расчеты в управление транспорта администрации Владивостока, где они корректировались в сторону уменьшения.
По словам автоперевозчиков, нынешняя стоимость проезда в восемь рублей убыточна с начала года. Поэтому уже в январе руководители Приморской ассоциации транспортных компаний подали в РЭК заявку на повышение стоимости проезда до 13 рублей. С тех пор заявленная цифра подросла до 13,5 рубля во Владивостоке, 12 рублей в Находке и девяти рублей - в Артеме. Мотивируют они это увеличением амортизационных расходов, стоимости резины, запчастей, топлива и ростом затрат на зарплату водителей. Но суть в том, что амортизационные расходы напрямую привязаны к стоимости транспортного средства.
А за прошедший год таможенные пошлины на подержанные корейские автобусы, которые составляют основу автопарка перевозчиков, не повышались. То же самое касается и запчастей. Аналогичная ситуация и с горючим - за год как бензин, так и дизельное топливо подорожали лишь на 11,5 рубля за литр, что значительно меньше уровня инфляции.
На последнем заседании РЭК по регулированию тарифов перевозчикам предложили увеличить стоимость проезда пассажира с восьми до девяти рублей - на величину инфляции, равную 12 процентам. Но представители транспортных компаний с этим решением не согласились. По их мнению, минимальная цена, которая позволит успешно пройти самый трудный, зимний сезон, должна составлять 10-12 рублей. Мэрия категорически против такого повышения стоимости билета. Как сообщили в городской администрации, девять рублей - вполне оправданная цена.
- Все эти рассказы о бедствующих водителях и предпринимателях - сказки для населения, - говорит один из чиновников управления транспорта. - Перевозчики стабильно в плюсе, но постоянно хотят большего. Их стремления понятны, но мы это не можем одобрить.
Как сообщили в Региональной энергетической комиссии по Приморскому краю, пока сложно сказать, когда будет окончательно утвержден новый тариф на пассажирские автобусные перевозки во Владивостоке. Сроки зависят от самих перевозчиков, которые должны предоставить в РЭК необходимый пакет документов. Представители автоперевозчиков, со своей стороны, заверяют, что требуемый пакет документов, обосновывающий увеличение платы за проезд до необходимой величины, будет представлен ими в РЭК до конца октября.
Перевозчики также считают, что во Владивостоке слишком много льготников, число которых перевалило за 250 тысяч человек. Правом бесплатного проезда пользуются более 20 льготных категорий граждан. В бюджете Владивостока на 2007 год предусмотрено 20 миллионов рублей для компенсации проезда льготных категорий граждан на всех видах транспорта. Учитывая, что на городские линии ежедневно выходит 700-800 автобусов, на каждый из них в день приходится примерно 80 рублей в день, что покрывает проезд лишь десяти льготников. Реально же число пользующихся бесплатным проездом значительно больше. По оценкам перевозчиков, большой автобус перевозит более сотни льготников в день, соответственно и размер субвенции из бюджета должен быть не менее 150 миллионов рублей в год.
Именно поэтому нынешним летом водители коммерческих автобусов, угрожая забастовкой, потребовали полностью отменить льготный проезд в общественном транспорте Владивостока. Все ли имеющие право на льготный проезд пользуются общественным транспортом и настолько ли часто им пользуются, как утверждают автоперевозчики, сказать сложно. Существующая система льготных проездных не дает возможности вести учет совершаемых поездок. Внести ясность могло бы введение социальных билетов, которыми льготники рассчитывались бы за проезд. Другой вариант - существенно сократить число льготных категорий граждан, что позволит избежать радикального повышения стоимости проезда.
Но прежде всего следует наладить контроль за деятельностью автоперевозчиков.
Водитель в конце смены должен сдать хозяину фиксированную сумму. А сколько он за смену перевез пассажиров и сколько реально заработал, не известно даже налоговым органам. Билеты за проезд выдаются пассажирам разве что в муниципальном общественном транспорте. В частном автобусе просить у водителя билет както не принято - можно нарваться на оскорбление.
Корреспонденту "РГ" довелось както стать свидетелем ситуации, когда один из пассажиров попросил выдать ему билет. Водитель с ухмылкой оторвал от мотка ленту длиной метра два и буквально швырнул в лицо опешившему пассажиру.
Надо сказать, что работа частных извозчиков вызывает у жителей Владивостока немало нареканий. И, что интересно, основное недовольство вызывает не стоимость проезда, а низкий уровень сервиса. Это, в первую очередь, нарушение графика движения: несмотря на расписание, после девяти вечера из многих удаленных районов города уехать практически невозможно. На конечных остановках автобусы стоят до тех пор, пока не набьются, что называется, под завязку, а затем, при отсутствии выходящих пассажиров, порой проскакивают мимо следующих остановок, устраивая лихие автогонки с конкурентами по профессии.
Автобусы нередко выходят на маршрут грязные, прокуренные: водители, несмотря на действующий запрет, курят, разговаривая по мобильникам во время движения - эти претензии тянутся из года в год. Но руководители автотранспортных компаний как будто не хотят ничего слышать, уверяя, что они якобы не имеют никаких рычагов влияния на водителей. Работа, мол, у них неблагодарная и, если слишком на них давить, то сидеть за рулем будет некому. Так, может, пора начать возрождать муниципальный общественный транспорт? Либо перенять опыт у южнокорейских водителей, на чьих списанных автобусах возят пассажиров владивостокские перевозчики.
Ко всему прочему, неудобства создает и форма расчета с водителем, когда пассажиры расплачиваются при выходе. Это приводит к толчее на остановках. Наблюдатели отмечают, что в общемто неэффективная организация пассажирских перевозок и низкая дисциплина водительского состава подводят городской транспорт к кризисной ситуации.
Сегодня водители недовольны низкой стоимостью проезда, а пассажиры не готовы платить за сервис далеко не высшего уровня. И нет однозначного решения, что сегодня нужнее - повышать стоимость проезда или навести в сфере пассажирских перевозок элементарный порядок.
Владимир Решетников,
заместитель руководителя краевого отделения российской транспортной инспекции:
- Повышение стоимости проезда вполне оправданно. Сейчас для этого не нужно даже проводить детальных расчетов, достаточно посмотреть на ситуацию в других городах Дальнего Востока - во Владивостоке сегодня самая низкая в регионе цена билета на проезд в автобусе и одна из самых низких по России.
В том же Хабаровске, где расстояния примерно такие же, билет стоит 12 рублей, и это при том, что там условия для работы пассажирского транспорта лучше. Изношенные до предела владивостокские автобусы не соответствуют российским правилам перевозки пассажиров, а при существующем тарифе проводить своевременную замену автопарка перевозчики не могут, так что ситуация со временем только ухудшается.