Вчера в 0 часов 40 минут на 76-м километре этой магистрали уже на территории Московской области в районе Сергиева Посада в автоаварии погибли губернатор Костромской области Виктор Шершунов и его водитель Цветков.
Пока по предварительным данным сотрудников ГИБДД, виновником ДТП стал водитель машины "Форд", который столкнулся с "Мерседесом" лоб в лоб. По сведениям из наших источников в ГИБДД, "Мерседес" ехал в столицу, а "Форд" в область. Причем, как говорят милицейские источники "Форд Фокус" не выскочил на встречку, как случается, - он якобы просто ехал по ней. Так ли это было на самом деле - покажет следствие. Пока что в любых авариях с высокопоставленными пассажирами их машины в результате всех расследований оказываются исключительно законопослушны.
Подробностей ночной аварии известно немного. Машина, которая, по мнению ГАИ, спровоцировала аварию - ярославская. Водитель, который был за рулем "Форда", молодой - 1972 года рождения. Фамилия его Никифоров. "Форд Фокус" по документам был его собственностью.
Также установлено следующее: машина губернатора марки "Мерседес-430" принадлежит администрации области. Ехал губернатор без сопровождения ГИБДД. Эту информацию официально подтвердили в пресс-службе департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. В УВД Костромской области тоже сказали, что никаких заявок на сопровождение губернаторской машины в Москву они не получали. Кстати, там же подтвердили, что Шершунов в столицу ездил очень часто.
Пока неизвестно, включал ли водитель спецсигналы, которыми оборудован "Мерседес". Похоже, что нет. Ведь дело было ночью, когда движение на этом участке становится более-менее свободным.
По данным ГИБДД, губернатор с водителем в результате аварии погибли на месте, а водитель "Форда" Никифоров сейчас в реанимации Сергиево-Посадской центральной районной больницы.
В администрации губернатора, куда дозвонился корреспондент "РГ", - состояние шока и полная растерянность. Там о несчастье узнали из сообщений радио лишь вчера утром. Авария произошла в безлюдном месте. На этом участке Ярославского шоссе хорошая видимость, две полосы в одну сторону и две - в другую, с широкой разделительной полосой посередине. В принципе, если бы было хорошее дорожное покрытие, то этот участок Ярославки мог бы считаться идеальной скоростной магистралью. К тому же трасса в это время суток всегда пустынна. Большегрузы на ночь отстаиваются по обочинам, так что, как говорится, езжай - не хочу.
Как точно произошла авария, пока с точностью не может сказать никто. В третьем батальоне вчера едва ли не весь день проходило совещание, поводом которого стала как раз авария костромского губернатора, официально милиционеры не комментируют происшедшее, но корреспонденту удалось прояснить некоторые детали произошедшего. "Форд Фокус", который врезался в губернаторский "Мерседес", не ехал по встречной полосе. Столкновение произошло не лоб в лоб, как это вначале сообщали в новостях. "Форд", скорее всего, неожиданно выехал на встречную полосу и по касательной, но все же в носовую часть, ударил "Мерседес". Никто из участников ДТП затормозить не успел. От удара губернаторская машина, точнее то, что от нее осталось, съехала в кювет. Как предполагают милиционеры, проблесковый маячок, установленный на машине губернатора, не был включен, так как была ночь и трасса была совершенно пустой. Правда, установить это со стопроцентной точностью не удастся, потому что маячок в момент столкновения оторвался и остался лежать в кювете.
Предположительно, обе автомашины ехали с довольно большой скоростью. Судя по следу, оставленному "Фордом" на мокрой траве разделительной полосы, его скорость составляла около ста километров в час. Губернаторский "Мерседес" мог ехать быстрее, потому что губернатор торопился в представительство, а 4,3 литра мощного бензинового мотора "Мерседеса" позволяли ехать быстро, даже не чувствуя скорости.
По факту аварии уже возбуждено уголовное дело. Учитывая статус погибшего, его расследованием будет заниматься следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Московской области. Дело возбуждено по части 3 статьи 264 УК РФ. Там говорится о "нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".
Пока в "уголовной" папке только документы с места аварии - акты ГИБДД. Первым будущим документом станет объяснение водителя "Форда", а на экспертизу машин уйдет изрядное количество времени.
О гибели губернатора незамедлительно сообщили президенту. Владимир Путин высказал соболезнование семье погибшего.
Схема аварии - в прокуратуре
Сергей Сергеев, начальник УГИБДД Московской области:
- Еще рано делать какие-либо выводы о причинах и обстоятельствах аварии. Виновным пока никто не признан. Все материалы находятся в Следственном комитете при Прокуратуре РФ. Сотрудники третьего батальона, который обслуживает Ярославское шоссе, конечно, выезжали на место аварии. Причем приехали очень быстро. Это было несложно сделать, потому что от места ДТП до ближайшего поста всего четыре километра. Стационарный пост находится на 80-м километре Ярославки в районе Торбеева озера, а столкновение губернаторского "Мерседеса" с "Фордом Фокус" произошло на 76-м километре.
Но сотрудники ГИБДД производили только осмотр места происшествия, а протокол и схема находятся у следователей прокуратуры Московской области.
Виновата плохая дорога
Депутат Госдумы Франц Клинцевич оказался одним из последних, кто видел губернатора Костромской области живым.
Российская газета: Франц Адамович, как получилось, что вы видели костромского губернатора всего за несколько часов до гибели?
Франц Клинцевич: Виктор Шершунов был моим другом, поэтому не было ничего удивительного в том, что вечер накануне его гибели мы провели вместе. Мы поужинали в ресторане "Славянский" и расстались примерно в половине девятого вечера.
РГ: Не сочтите вопрос бестактным, но губернатор или его водитель выпивали?
Клинцевич: Нет, мы не выпивали. А водителя с нами не было. Но я уверен, что водитель тоже был трезв, поскольку давно знаю Шершунова и совершенно исключаю, что он позволил бы сесть водителю пьяным за руль.
РГ: А он не мог сам сесть за руль?
Клинцевич: Нет, он не любитель водить машину. Единственно, что могу сказать, он всегда ездил на переднем сиденье пассажиром. Это точно. Когда мы расстались, он также сел рядом с водителем в служебный "Вольво".
РГ: Как "Вольво", он же разбился на "Мерседесе"?
Клинцевич: Да? Я этого не знал. Когда мы расставались, он был на "Вольво".
РГ: Для чего он сменил автомобиль, может, он хотел ехать на бронированной машине и почему вы не поехали вместе?
Клинцевич: Трудно сказать, но в его гараже был служебный "Мерседес", правда, тоже не бронированный. Он никогда не ездил на бронированных машинах и никогда не пользовался охраной. У него не было врагов и он не чувствовал никакой для себя опасности.
Я уехал первым в Москву сразу после того, как попрощался с ним, выйдя из ресторана. Он еще задержался на час-полтора. Я было предложил ему приехать ко мне в Москву, но он сказал, что поедет в представительство, там переночует, чтобы с утра пораньше подготовиться к совещанию в Росатоме.
РГ: Когда вы расставались, вам ничего не показалось странным в его поведении? Он ни на что не жаловался, не высказывал никаких тревожных мыслей?
Клинцевич: Нет, никакого беспокойства. Он был совершенно спокоен и пребывал в прекрасном расположении духа.
РГ: То есть вы думаете, что эта авария стала трагической случайностью?
Клинцевич: Я думаю, что это была трагическая случайность, причин которой может быть две. Либо человек за рулем "Форда" заснул, либо подвело плохое состояние трассы. В месте аварии есть глубокие колеи, накатанные большегрузным транспортом. Плохое состояние дороги могло наложиться на погодные условия. Как известно, лил дождь, и "Форд" могло просто в какой-то момент неожиданно выбросить из колеи на встречную полосу. Плюс усталость водителя, плюс относительно большая скорость - все это и привело к аварии.
Из следователей в губернаторы
Тимофей Шатовский, Кострома
Виктор Андреевич Шершунов был опытным руководителем. Он родился в1950 году в Чимкентской области Казахской ССР. Образование получил юридическое в Казанском госуниверситете. Он кандидат экономических наук.
Виктор Шершунов работал в органах прокуратуры Костромы - сначала следователем, потом заместителем прокурора, прокурором района. В 1990 году был избран депутатом Костромского областного Совета народных депутатов, был первым заместителем председателя Совета. Затем - начальником административно-правового управления администрации Костромы.
В декабре 1996 стал главой администрации Костромской области. В 2000 году вновь победил на губернаторских выборах.
В апреле 2005 года был наделен полномочиями губернатора на новый срок - до декабря 2010 года.
В семье остались жена и трое сыновей.
Вчера губернатор направлялся в Москву для того, чтобы принять участие в рабочем совещании Росатома по вопросам строительства атомной станции в районном центре Костромской области Буе.
Сейчас согласно Уставу региона обязанности главы области исполняет первый заместитель губернатора 60-летний Юрий Цикунов.
Похороны Виктора Шершунова состоятся в субботу 22 сентября. До этого дня в регионе объявлен траур.
Главы регионов по должности вынуждены много и часто перемещаться. То есть ездить и летать. А это очень опасно. Впрочем, как и сама губернаторская работа.
Траурный список можно начать с апреля 2002 года, когда в авиационной катастрофе погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь.
Напомним, его вертолет в плохую погоду столкнулся с опорой ЛЭП и рухнул на землю. Погибли восемь человек, включая губернатора и журналистов. Виновными суд назвал пилотов.
Через полгода в Москве погиб губернатор Магаданской области Валентин Цветков. Правда, его застрелили.
В августе 2003 года в авиакатастрофе на Камчатке погиб губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. Вертолет с губернатором и чиновниками сахалинской обладминистрации врезался в сопку. Виновными опять назвали пилотов.
7 августа 2005 года в автокатастрофе под Бийском погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов с водителем и охранником.