Герман Греф объявил о начале зерновой интервенции

Правительство может объявить о зерновой интервенции и ввести экспортные пошлины уже на следующей неделе, заявил вчера в Сочи и. о. министра экономического развития Герман Греф.

Напомним, что первая продажа зерна из государственного интервенционного фонда по ценам ниже рыночных состоялась в феврале 2004 года. За полгода государство тогда продало 1,54 миллиона тонн зерна и таким образом не дало ценам подняться слишком высоко. С тех пор государство прибегало к этому механизму уже несколько раз, чтобы стабилизировать цены: не дать им упасть слишком низко либо, наоборот, взлететь.

Этим летом в связи с небывало высокими ценами на зерно - и внутрироссийскими, и мировыми - дискуссия, когда проводить товарные интервенции, ведется чуть ли не каждую неделю. Но споры до сих пор так ни к чему и не привели. Цены периодически начинают галопировать, а из госрезерва, где хранится как раз на такой случай 1,5 миллиона тонн, которые можно выбросить на рынок, чтобы сбить рост цены, ничего не выделяется.

На минувшей неделе и.о. главы минсельхоза Алексей Гордеев, отметив, что в России урожай будет не меньше прошлогоднего, который тогда превысил 78 миллионов тонн, уверил, что министерство "следит за ситуацией на рынке зерна и готова выйти с товарными интервенциями", но позже. Минэкономразвития, напомним, торопило с этим делом. И вот вчера Герман Греф заявил: "Принято решение об объявлении зерновой интервенции на следующей неделе в случае, если цена превысит определенный ценовой коридор. Также будут введены экспортные пошлины в размере 10 процентов".

Однако опрошенные "РГ" эксперты не припомнили, чтобы кто-то устанавливал по зерну ценовой коридор. Эти слова Грефа были для них неожиданным откровением. Видимо, считают эксперты, и.о. министра имел в виду психологический предел в шесть тысяч рублей за тонну. И разговоры о том, что если цены превысят его на 10 процентов, то необходимо будет проводить товарные интервенции. А вот о том, в правильные ли сроки принято решение их проводить в этом году, мнения специалистов разошлись.

как вам это?

 

Николай Рыбаков, вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий:

- Что бы ни обещал Герман Греф, будет так, как распорядится минсельхоз - это его прерогатива. А он, в свою очередь, пока не убедится, что 10 миллионов тонн продано на экспорт, никаких интервенций проводить не станет.

Но даже если предположить, что интервенции все-таки проведут в ближайшее время, то как это повлияет на внутренние цены, тоже предсказать невозможно. Тут тоже все будет зависеть от воли минсельхоза. Что же касается госзакупок зерна нового урожая, то их в этом году никто не проводит. И я даже не слышал, чтобы на это выделяли хоть какие-то деньги.

Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка:

- На мой взгляд, проводить интервенции до нового года нецелесообразно, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, потому что сейчас еще идет большой урожай с Западной Сибири, Южного Урала и Поволжья. Во-вторых, если сейчас избавиться от интервенционного зерна, то никто не знает, каким зерном будет управлять государство весной 2008 года.

Что касается того, что товарные интервенции сейчас могли бы остановить внутренние цены на зерно, то это еще тоже вопрос, который во многом зависит от того, каким образом их проводить. Есть несколько вариантов: просто распределять зерно по очень низким ценам, продавать на аукционе и т.д. При этом последствия для рынка будут абсолютно разные. Поскольку этот вопрос пока тоже не решен, то мне кажется, что интервенции лучше отложить вообще до будущей весны.

Анатолий Алтухов, заместитель директора ВНИИ экономики сельского хозяйства:

- Механизм интервенций должен включаться автоматически: превысила цена определенный потолок - без всяких согласований запустили интервенции. А у нас уже несколько месяцев дискутируется вопрос: нужны они или нет? От этой практики надо отходить.

Сейчас цена тонны пшеницы во многих регионах уже превысила шесть тысяч рублей. А до 2010 года в соответствии с государственной программой на закупку зерна в интервенционный фонд из федерального бюджета выделяется по 1 миллиарду 360 миллионов рублей в год. Но многие напрасно считают товарные интервенции панацеей от всех бед. С одной стороны, они действительно могли бы снизить внутренние цены. Но не больше чем на 10 процентов. На стоимости батона это практически не отразится, потому что зерновая доля в нем незначительная. Экспортеры стали бы закупать у производителей зерно дешевле и получать большую разницу на мировом рынке. Но одновременно с интервенциями им ввели бы 10-процентную экспортную пошлину, и таким образом их доходы уменьшили. Да и чего нам печься об экспортерах, если сейчас на нашем рынке работает уже огромное число иностранных трейдеров.

Больше всех помогло бы снижение цен на зерно животноводству. Однако все-таки считаю, что проблема не в том, чтобы сбить их, а в том, чтобы стабилизировать. Это важно для всех сельхозпроизводителей, ведь они заключают контракты и должны быть уверены в стабильности ситуации. А сейчас 15 процентов зерна, производимого в России, идет на экспорт, и одновременно с каждым годом растет импорт мяса. Получается перекос - страна стала экспортно ориентированной по зерну с растущим уровнем импорта мяса.