Новые российские акции могут появиться на биржах лишь через год

Мировой кризис ликвидности не позволит российским компаниям реализовать свои планы по выходу на IPO в этом году. Отсутствие свободных средств на рынке и осторожность инвесторов к компаниям из развивающихся стран заставляет инвестбанкиров отговаривать клиентов от проведения публичных размещений.

Между тем российский рынок недвижимости продолжает играть в IPO. Одни девелоперские компании активно прокладывают дорогу на рынок заемного капитала, другие вовсе не торопятся с размещением из-за кризиса в сфере недвижимости. А третьи вообще считают IPO "не нашим методом", поскольку выход из тени может поставить под удар финансовую стабильность предприятия.

По итогам первого полугодия 2007 года объем российского рынка IPO, как отмечает "Интерфакс", составил 18,8 миллиарда долларов (данные аналитической группы ReDeal). Среди же российских компаний, разместивших свои акции на биржах, девелоперские и строительные занимают второе место (17,7 процента от общего объема) после финансистов. Необходимо отметить, что мировой кризис ликвидности привел к ухудшению конъюнктуры и на российских биржах. А поскольку специалисты считают, что основным моментом при планировании IPO является уровень ликвидности, то в нынешней достаточно сложной ситуации на глобальном фондовом рынке инвесторы умерили аппетиты и уровень подписки на российские акции и цены их размещения рискуют оказаться низкими. В связи со сложившейся ситуацией, как считают эксперты, новые российские акции могут появиться на биржах лишь через год. Инвестбанки, которые зарабатывают на организации IPO около 2-4 процентов от объема размещения, в этом году покажут более скромные результаты прибыли, считают эксперты. Инвестиционные дома Великобритании уже заявили, что их бонусы по итогам года будут на 20 процентов меньше, чем в прошлом году.

Однако в основном российские девелоперы предпочитают размещаться на западных биржах, отмечает "Интерфакс". Западные фондовые биржи имеют большую ликвидность, что делает их предпочтительными для крупных размещений. По мнению экспертов, отдельные девелоперы формально являются западными структурами. Перевод активов на российское юридическое лицо для них зачастую связан с дополнительными налоговыми издержками. Поэтому до запуска механизма РДР (российская депозитарная расписка) у них просто нет другого выбора, кроме размещения за рубежом. Впрочем, у малых площадок РТС и ММВБ есть свои преимущества для проведения IPO компаний небольшой и средней капитализации. На российских площадках прежде всего более простые условия прохождения листинга, например меньше требований по раскрытию информации. На самом деле выбор биржи зависит от суммы и готовности компании к той или иной площадке. Так, для размещения на Лондонской бирже необходимо предоставить аудиторскую проверку за три года, на РТС - за два.

Между тем само размещение на IPO да и подготовка к нему - удовольствие вовсе не дешевое. Цена IPO состоит из комиссии инвестиционного банка от выхода на биржу, а также из фиксированных расходов компании на услуги юристов, налоговых и прочих консультантов. По данным "Интерфакса", полученный 1 миллиард долларов в ходе размещении на IPO комиссия банка составит примерно 2-3 процента, а фиксированные расходы на консультантов - около 2 миллионов долларов. Причем комиссия инвестбанка может варьироваться. В ряде случаев в США она может достигать 5 процентов. Компаниям с маленькой капитализацией просто не имеет смысла выходить на биржу.