Глеб Павловский,
Фонд эффективной политики:
- Перестановки в правительстве, в общем, незначительные. На мой взгляд, это подтверждает предположение о том, что следующее - окончательное - решение по кабинету министров будет принято лишь после объявления итогов парламентских выборов. Или еще позже, потому что между парламентскими и президентскими выборами по сути дела только рождественские каникулы.
Наиболее заметные изменения в составе кабинета министров - это, конечно, уход Зурабова, превратившегося так или иначе в "негативно-консенсусную" фигуру для всех партий и сил страны. А вот с уходом Германа Грефа концепция минэкономразвития, строго говоря, не меняется, поскольку Эльвира Набиуллина разделяет и экономические принципы, и философию своего предшественника. Правда, возможно, что минэкономразвития станет более мягким, менее политизированным и не стремящимся усилить свои функции до состояния "тотального контроля". Главный же костяк кабинета остается прежним - позиции вице-премьеров не задеты, позиции Алексея Кудрина усилены. Силовой центр правительства скорее укреплен, чем ослаблен. А то, что не принята отставка Анатолия Сердюкова, говорит, на мой взгляд, лишь об одном: внутри кабинета Зубкова действует и личный "кабинет Путина", в котором личные связи Зубкова и Сердюкова не имеют никакого значения. Министр обороны подчиняется лично Верховному главнокомандующему.
Дмитрий Орлов,
Агентство политических и экономических коммуникаций:
- Самый заметный итог перестановок в правительстве - то, что расширяются полномочия ответственности министра финансов, а теперь и вице-премьера Алексея Кудрина. К кругу его соратников относится не только Татьяна Голикова, возглавившая минздравсоцразвития, но и новая глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Путин укрепил кабинет "своей командой" - и об этом со всей определенностью свидетельствует то, что в правительстве под руководством Виктора Зубкова работают Кудрин, Жуков, Медведев, Козак, Сердюков. Состав кабинета очень сильный, я полагаю, что правительство в нынешнем своем составе сможет сохраниться и после выборов марта-2008. Путин подтвердил ожидания, связанные с отставкой Михаила Зурабова и Германа Грефа. И хотя президент сделал в их сторону реверанс, отметив, что эти сферы развивались нормально, очевидно, что связано это было не с деятельностью конкретных министров, а с общей благоприятной обстановкой в стране и макроэкономической стабильностью. Думаю, что у отраслевых и "политических" министров самые разные представления о том, как надо действовать, но курс правительства будет определять премьер-министр Виктор Зубков. Видимо, усилятся два направления работы: борьба с коррупцией на всех направлениях и усиление профессионализма, ответственности, исполнительской дисциплины в работе правительства.
Алексей Макаркин,
Центр политических технологий:
- По сути мы видим сейчас не просто обновление кабинета, а формирование команды будущего президента - преемника Владимира Путина. Люди, которые заняли сейчас ключевые посты, очень близки к сегодняшнему главе государства. Например, Алексей Кудрин, который стал вице-премьером, или Дмитрий Козак, который теперь займется регионами. При этом характерно, что ключевые посты в правительстве заняли чиновники "технократического типа", которые сформировались как управленцы в период рыночной экономики. Из этой "генерации" - Эльвира Набиуллина, Татьяна Голикова, которая в течение нескольких лет отвечала за бюджетный процесс в минфине, Анатолий Сердюков и, конечно же, Алексей Кудрин.
Не думаю, что со сменой кабинета нас ждут какие-то сенсации, в том числе и в социальной сфере (об этом свидетельствует и увольнение Зурабова, который был "общероссийским аллергеном"). Министрам надо адаптироваться к новым обязанностям. Думаю, что в период избирательных кампаний-2007 и 2008 резких изменений в составе правительства больше не произойдет - их, возможно, произведет лишь новый президент, "под которого" и формируется новая команда.
Вячеслав Никонов,
фонд "Политика":
- Главный эффект от перестановок в правительстве - то, что сохранена его преемственность. Ко всем вице-премьерам, сохранившим свои посты, добавился Алексей Кудрин - и в этом налицо явное аппаратное усиление министра финансов. Кроме того, его заместитель Татьяна Голикова возглавила минздравсоцразвития. С другой стороны, те министры, которые вызывали особую критику со стороны руководства "Единой России" - Михаил Зурабов и Владимир Яковлев, - все-таки лишились своих постов. Отставка Германа Грефа с поста министра экономразвития и торговли - событие несколько иного свойства: он уже давно сам просил об отставке, так что расценивать ее можно скорее как "увольнение по собственному желанию". Я не ошибался, предполагая, что отставку министра обороны Анатолия Сердюкова президент не примет. Не для того он его назначал, чтобы отправить в отставку - несмотря на то, что этот вопрос и сам Сердюков, и глава кабинета Виктор Зубков из морально-этических соображений поставили перед президентом. В Москву возвращается Дмитрий Козак, и это неопровержимо свидетельствует, что минрегион станет сейчас играть гораздо большую роль, чем при Владимире Яковлеве. Несколько неожиданной мне кажется лишь кандидатура Эльвиры Набиуллиной в качестве главы минэкономразвития.