Кредо минфина еще со времен царской России - лучший министр финансов тот, кто может отговорить государя от необоснованных трат и отложить средства на "черный день".
Внешняя конъюнктура все семь лет нового тысячелетия оказалась благосклонна к российским финансам. Бюджет стал профицитным, то есть доходы превышают расходы. Сверхдоходы от продажи энергоресурсов растут год от года и пополняют главную копилку страны.
Россия рассчиталась по внешним долгам бывшего СССР, и казне более не грозит дефолт. Да и страна получила инвестиционный рейтинг. То есть признана ведущими международными рейтинговыми агентствами, как государство, в которое выгодно вкладывать деньги. И теперь России не хватает совсем немного "баллов", чтобы добраться по рейтингу до уровня крупнейших финансовых держав мира. Сегодня внешний долг, включая кредиты, которые брались правительством новой России, чуть превышают 47 миллиардов долларов против 140 миллиардов в начале 2000 года. Правда, предостерегает министр финансов, радоваться рано, нельзя бездумно тратить нефтедоллары. Российская экономика все еще слишком сильно зависит от продажи нефти. И запасы казне пригодятся. Для чего? Хотя бы для восполнения дефицита Пенсионного фонда и выплаты пенсий. Сегодня дефицит бюджета Пенсионного фонда частично покрывают за счет Стабфонда. А дальше? Если упадут цены на нефть на мировых рынках, то река нефтедолларов превратится в ручеек. Надо научиться грамотно управлять этими деньгами.
Запас казны позволил создать и Инвестиционный фонд. Средства главный финансист, правда, согласился перечислять в него "с большим скрипом" и только под достойные проекты. Инфляцию главное не разогнать, сетует министр финансов. Проекты нашлись, деньги стали перечислять, да и способы по борьбе с инфляцией, похоже, тоже появились.
А вот бизнес пока не сумел убедить Кудрина, что надо срочно снижать налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и отчисления по единому социальному налогу (ЕСН). НДПИ, налог на прибыль, ЕСН и так далее. Слишком, мол, ставки высоки. Минфин, говорит: может, и высоки, но снижать эти налоги пока нельзя.