На 38-м этаже штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке было не протолкнуться. Обмен мнениями, очевидно, был очень эмоциональным, но строго в рамках отведенного времени. На итоговую пресс-конференцию участники заседания "квартета" выходили парами. Впереди шли Кондолиза Райс и недавно назначенный на пост представителя международных посредников экс-премьер Великобритании Тони Блэр. Следом - Сергей Лавров, который о чем-то оживленно беседовал с верховным представителем ЕС Хавьером Соланой. По отсутствию улыбок на лицах дипломатов сразу можно было понять: договориться участникам "квартета" на этот раз не удалось.
То, что они отвечали на вопросы журналистов, лишь подтвердило первоначальное предположение. Говорили только трое: Лавров, Райс и Блэр. Англичанин по долгу службы был полон оптимизма. Глава российской делегации в очередной раз объяснял, что, по мнению Москвы, нужно сделать для того, чтобы новые ближневосточные инициативы Вашингтона не оказались "пустышкой". Американский госсекретарь с ним не соглашалась.
Когда несколько месяцев назад президент США предложил провести в ноябре в Вашингтоне международную встречу по Ближнему Востоку, большинство аналитиков предположило, что Белому дому не удастся собрать за одним столом все заинтересованные стороны. Одни сами откажутся приехать в Вашингтон, других не пригласят хозяева встречи. Для того чтобы разубедить скептиков, на Ближний Восток отправилась чуть ли не вся команда Буша, включая самого президента. Только Райс за несколько последних месяцев уже несколько раз летала на Ближний Восток. Последняя поездка состоялась за неделю до заседания "квартета" в Нью-Йорке. Госсекретарь полетела спасать вашингтонскую конференцию - писали об этом визите многие мировые издания. Тем не менее на пресс-конференции в Нью-Йорке Генсек ООН Пан Ги Мун был уверен: встреча в Вашингтоне все же состоится. Возражать ему остальные участники "квартета" не стали. Всех сейчас больше интересует другой вопрос - насколько конференция окажется результативной?
Для Сергея Лаврова очевидно, что все зависит от состава ее участников. "Нужно честное сотрудничество", - пояснил он. Иными словами, в Вашингтон должны быть приглашены все заинтересованные стороны. "Необходимо включать страны региона в процесс диалога, а не изолировать", - добавил Лавров. Очевидно, что речь идет о Сирии и руководстве ХАМАСа, которое продолжает поддерживать большинство жителей сектора Газа.
У Райс иная точка зрения. Она ушла от прямого ответа на вопрос журналиста - будут ли в Вашингтон приглашены представители Дамаска. "Мы пока еще приглашений, как таковых, не направляли, - лишь сообщила она.- Нам еще предстоит провести большую работу". Что же касается ХАМАСа, то тут, по словам госсекретаря, все предельно ясно: "Не будем забывать, что из Газы продолжают запускать ракеты в сторону Израиля". При этом она все же торжественно заявила, что "США не бросят народ Газы". Слушая Райс, Лавров что-то записывал, а госсекретарь тем временем продолжала: "Встреча в Вашингтоне будет серьезной. Я уверена, что мы сможем провести отнюдь не пустые переговоры. У нас есть план действий". Российский министр в свою очередь подтвердил, что "квартет" действительно договорился по вопросу о том, как "мы будем действовать".
Правда, добавил Лавров, от слов срочно нужно переходить к конкретным делам. Для начала хотя бы снять все ограничения на поставки гуманитарной помощи в сектор Газа. Известно, что до 80 процентов палестинского населения в этом районе экстренно нуждаются в подобных поставках, а, к примеру, российскую помощь уже третью неделю не могут доставить из Иордании в сектор. На этот раз Райс согласилась с Лавровым. "Помощь Газе должна оказываться без каких-либо препятствий", - заявила госсекретарь.
Пан Ги Мун посмотрел на часы, потом на Лаврова и Райс. Немая сцена длилась всего пару секунд, но этого времени опытным дипломатам было достаточно, чтобы сделать необходимые оргвыводы. "Спасибо за внимание", - лишь сказал Генсек ООН и повел своих собеседников на обед, который давал для них от имени "своей" организации.