Обычно письма минфина, разъясняющие спорные вопросы налогового законодательства, привлекают внимание только узкого круга специалистов. Но на этот раз получилось иначе. Недавняя переписка между Минфином России и ФНС относительно налогообложения родителей, взявших на воспитание приемного ребенка, показала такой полет чиновничьей фантазии, что потребовались разъяснения главы финансового ведомства, чтобы погасить разгоревшийся скандал. Министру финансов пришлось объяснить, что для опекунов и усыновителей никаких налогов не вводится. А в письме говорится о налогообложении органов опеки и других организаций, занимающихся передачей детей в семьи.
Так о чем же на самом деле идет речь в этом документе? Обратимся к тексту. "Статьей 779 Гражданского кодекса определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Поскольку предметом договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг". Поэтому, по мнению чиновников, выплаты, начисляемые и производимые органами опеки и попечительства в пользу приемных родителей по договору о передаче ребенка на воспитание в семью, должны стать объектом налогообложения ЕСН.
Сразу отметим, что родителей никто платить не заставляет. Ведь речь в письме идет не о подоходном, а о едином социальном налоге. И обязанность по его уплате ложится на тех, кто выплачивает средства на содержание ребенка, то есть на органы опеки и попечительства. Они обязаны декларировать эти выплаты и перечислять единый социальный налог в бюджет и внебюджетные фонды. Это подтвердил и министр финансов. "Сами граждане-усыновители ничего не платят", - сказал он.
Но, по мнению экспертов, в результате налог все равно может быть переложен на плечи приемных родителей. У органов опеки ограниченный бюджет, и если в нем не предусмотрена специальная сумма на уплату ЕСН, то ничего другого не останется, как выплатить налог за счет средств, предназначенных на выплаты приемным родителям.
В этом случае государство переиграло само себя, говорят юристы. Ведь из текста письма следует, что взимать единый социальный налог налоговая служба будет с органов опеки и попечительства, то есть фактически с самого государства.
Как пояснил "Российской бизнес-газете" ведущий юрисконсульт компании "Налоговая помощь" Алексей Маслов, ЕСН облагаются выплаты физическим лицам, которые оказывают услуги. Как на постоянной основе, так и по договору оказания услуг. Например, если физическое лицо работает по договору подряда на строительстве жилого дома.
Минфин предложил рассматривать договор, который заключается между государством и родителями, о воспитании приемного ребенка в качестве обычного договора на оказание услуг. При этом родители оказывают эту услугу на возмездной основе, то есть за деньги (речь идет о тех 6,5-7 тысячах рублей в месяц, которые выделяет на содержание детей государство). И эта деятельность попадает под единый социальный налог.
В случае усыновления результатом этой деятельности, как, видимо, следует понимать, является достойный гражданин, выращенный приемной семьей. "Формально, возможно, минфин и прав. Там люди добросовестно выполняют свои обязанности. ФНС поинтересовалась, есть, мол, такие выплаты, облагаются ли они налогом. А минфин объяснил, сдерживая улыбку, что да, это оказание услуг, давайте удерживать. И, что самое интересное, действительно могут начать удерживать. А не будут платить - обратятся в суд. Это такой же налогоплательщик, несмотря на свою социальную функцию. Кто-то назовет это бюрократией. А кто-то скажет, что все равны перед законом. Мы регулярно отслеживаем судебную практику и знаем, что налоговая служба очень любит судиться с детскими садами, домами ребенка, взыскивать с них какие-то копейки. Но даже страшно представить, до чего может довести такая логика", - говорит Алексей Маслов.
Когда приемные родители принимают в семью ребенка, нуждающегося в помощи, отношения, которые между ними возникают, лежат за пределами сферы правового регулирования, это скорее вопрос нравственного выбора. Если же следовать логике минфина, то прием ребенка в семью производится на коммерческой основе, по "договору возмездного оказания услуг", отмечают юристы. Это опровергает саму идею приемной семьи, более того, обнаружение коммерческого интереса в действиях приемных родителей должно стать основанием для отказа в передаче ребенка, полагают юристы.