Большой брат-2
Тринадцатая церемония "ТЭФИ" прошла без сучков и задоринок. А если какие и случились, то их при воспроизведении записи трансляции аккуратно удалили.
Итоги раздачи бронзовых "орфеев" известны. Известно, что полную, абсолютную и несомненную победу одержал Первый канал - 24 статуэтки из 40 у него в кармане. Вопрос только в том: над кем и над чем?
Обиды были видны невооруженным глазом. Если дикторы Первого о триумфе своего канала на церемонии "ТЭФИ" сообщали с большим подъемом как о событии национального масштаба, то новостные выпуски прочих федеральных вещателей либо скупились на эмоции, либо вообще его не заметили.
Академия тревоги нашей
Стоит напомнить, что год назад НТВ и ТНТ (учредители "ТЭФИ") покинули академию. Из воздуха соткался призрак альтернативной телеакадемии с идеей альтернативной национальной телевизионной премии. "ТЭФИ" сделала упредительный ход: она вдвое увеличила число своих членов за счет главным образом, как отметили эксперты, штатных сотрудников Первого. Если принять во внимание партнерские отношения Первого и СТС, то понятно, что в академии образовалась довольно мощная коалиция "академиков", способная обеспечить преимущество своим номинантам, в чем мы, собственно, и имели возможность убедиться на последней церемонии. В первую очередь в информационных и аналитических номинациях.
Мне скажут: так карта легла, так звезды сошлись... На сей раз уж слишком часто и карты, и звезды ложились и сходились в пользу Первого канала. В связи с этим снова и снова приходится говорить о процедуре голосования. Она ведь не просто недемократична, она антидемократична.
Напомню, что идея голосования непосредственно на церемонии сменными бригадами "академиков" и в открытую прошла после того, как Первый потерпел несколько поражений кряду в неофициальном общекомандном зачете. Теленачальники с Первого заговорили о том, что всеобщее и тайное голосование тому виной. Тогда и была изобретена столь остроумная схема, что используется последние годы. Но только теперь, пожалуй, стали до дна очевидны ее пороки.
Процедура голосования в режиме on line мнимо прозрачна. Для зрителей фамилии академиков, отдающих предпочтение тому, а не другому номинанту, мелькают слишком быстро. Знакомых фамилий не так много, место службы их носителей по большей части неизвестно.
Зато как это удобно для руководителей каналов! Распечатки голосовавших наверняка ложатся на их начальственные столы. И восседающие за ними могут принимать меры как явные, так и косвенные к тем, кто недостаточно лоялен по отношению к корпорации.
Проблемы в конечном счете не в Академии, в которой, конечно же, стоит кое-что поправить. Проблемы в самом телевидении. И прежде всего в том, как оно само скособочилось.
До потери пульса и репутации
Забавно наблюдать, как братья наши старшие и большие бьются за репутационный рейтинг на фоне неуклонного падения репутации самого ТВ.
Отчетливее всего это выразилось в том, что основным полем демонстрации могущества, гордости и величия вещателя стали развлекательные форматы.
Не информация, не аналитика, не общественно-значимые проекты теперь визитная карточка каждого уважающего себе федерального канала.
Визитная карточка - это хорошо сделанное развлекательное супершоу, в тени которого или под солнцем которого могут погреться, покопошиться, пофрондерствовать такие программы, как "Закрытый показ" или как документальный сериал Светланы Сорокиной "Русские".
Развлекательный гламур вкупе с развлекательной чернухой торжествует везде и во всем.
С этой стороны примечательно противостояние на "ТЭФИ" двух киносозданий - "Завещания Ленина" (телеканал "Россия") и "Ленинграда" (Первый канал).
В пространстве церемонии сошлись два самых страшных в истории нашей страны погоста - колымский без прикрас и северо-пальмирский, огламуренный до неприличия.
Победу за явным преимуществом одержал "Ленинград" - погост в экспортном исполнении - 5 "орфеев" против 1го, отданного милостиво "Завещанию".
В рамках телевидения и церемонии это большая победа Гламура над историей нашей страны и над ее культурой.
* * *
Когда Николай Досталь получал статуэтку за свой сериал, было обидно за Досталя и неловко за "академиков". Один мой хороший знакомый объяснил: так бы, наверное, себя чувствовал Варлам Шаламов, которого после двадцатилетней отсидки зазвали на дискотеку.
Контекст в данном случае сыграл злую шутку с текстом.