25.09.2007 01:40
    Поделиться

    С 1 октября ужесточаются санкции за нарушения закона о госзакупках

    Прошло уже более полутора лет, как вступил в силу новый антикоррупционный закон о госзакупках. Призванный установить "прозрачные" процедуры закупок товаров и услуг государственными органами власти, на практике он вызвал множество вопросов и проблем. Только в прошлом году потери бюджетов всех уровней от неэффективных закупок оценивались экспертами около 300 миллиардов рублей. Проверки аудиторов Счетной палаты показали, что новый закон имеет пробелы, которыми ловко пользуются заинтересованные лица. Штрафы же для чиновников в 20 тысяч рублей слишком малы на фоне заключаемых многомиллионных контрактов. Да к тому же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нечасто наказывает нарушителей закона о госзакупках.

    Чтобы побороть коррупцию и сделать закон еще совершеннее, минэкономразвития совместно с ФАС, представителями Госдумы и Совета Федерации подготовили новые поправки в Закон о госзакупках, которые вступают в силу с 1 октября сего года. Кстати, это уже четвертая редакция Закона о госзакупках.

    ФАС уже заявила, что благодаря нововведениям сможет наказывать чиновников жестче и чаще. Статья 17 закона, которая прописывает контроль за госзакупками, в новой редакции претерпела сильные изменения. Более того, новый закон предусматривает внесение большого количества поправок в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, максимальный штраф для чиновников вырастет более чем в два раза и составит 50 тысяч рублей, а для компаний - до 500 тысяч рублей. При этом перечень нарушений существенно расширился. Так, появились новые составы правонарушений - неисполнение предписания ФАС и непредоставление информации о проведении госзакупок. Это самые распространенные нарушения, отмечают в ФАС.

    Но раньше ведомство не могло наказывать по ним. Устанавливается ответственность за недопуск участников, появилась ответственность не только заказчиков, но и органов власти, которые являются администраторами сайтов, и так далее.

    Что интересно, ФАС сможет теперь накладывать штраф на каждого члена комиссии, голосовавшего за незаконное решение. Более того, если чиновник при проведении одного конкурса умудрится совершить несколько нарушений, то за каждый ему придется заплатить из личного кармана.

    Уголовной ответственности, как и ранее, закон не предусматривает. Но при этом не стоит забывать, что уголовную ответственность за хищение и мошенничество никто не отменял.

    Помимо ужесточения контроля за госзакупками, новый закон предусматривает введение с 1 января 2010 года единого всероссийского официального сайта для размещения информации о госзакупках. Создание такого единого ресурса позволит обеспечить, по мнению минэкономразвития, единообразие и унификацию размещаемой информации, что будет давать широкие возможности для оперативного поиска, анализа и обобщения данных о размещении государственных и муниципальных заказов. До сих пор сайты формировались отдельно на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Это позволяло при необходимости фактически скрывать информацию о торгах, к тому же очень неудобно искать интересующую информацию по всем сайтам.

    В связи с введением всероссийского портала госзакупок, с 1 января 2011 года отменяется обязательная публикация в официальных печатных изданиях субъектов РФ и муниципалитетах. Более того, с 1 января 2008 года отменяется обязательная публикация информации в официальном печатном издании для государственных закупок федерального уровня. Данная новация направлена на сокращение бюджетных затрат, осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками, на организацию и проведение процедур размещения заказов.

    Далее, в связи с введением в предыдущей редакции закона требования о размещении заказа на строительство посредством проведения аукциона, законом предусмотрены определенные защитные меры. В частности, для аукциона на строительство установлены специальные условия допуска в виде оценки квалификации участников аукциона. Участник допускается к аукциону в случае, если он располагает опытом в проведении такого строительства за последние 5 лет и документально (акты приемки и введения в эксплуатацию) способен подтвердить, что выполнял не менее 30 процентов объема аналогичного строительства на конкретном объекте.

    Новым законом также предполагается распространить применение критерия квалификации на все виды работ и услуг без ограничений, при этом на сложные виды работ и услуг в законе определена наиболее высокая значимость данного критерия. Данная поправка, как отмечают в минэкономразвития, - это шаг навстречу многим заказчикам, которые сетовали на трудности отбора исполнителей по работам и услугам. Одновременно законом определен предельный вес данного критерия во избежание злоупотреблений при оценке заявок участников конкурсов.

    Поделиться