Обсуждалась концепция и программа энергосбережения в городе на 2009-2013 годы. Руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства города Евгений Скляров в своем докладе чистосердечно признал, что аналогичная программа в Москве уже принималась на 2004-2008 годы, но результаты ее малозаметны.
По мнению депутата Мосгордумы Степана Орлова, такой итог объясняется тем, что данный документ не был утвержден столичным парламентом, как положено по московским законам, и в результате он оказался, с одной стороны, нелигитимным, а с другой - финансировался по остаточному принципу.
В предложенном вчера членам правительства Москвы проекте новой программы и новой концепции энергосбережения столицы разработчики сделали попытку избежать эти недостатки.
Дефицит электроэнергии, в режиме которого Москва живет в течение последних пяти лет, особенно ощущается во время зимних пиковых нагрузок. В самые напряженные моменты он достигает 2 тысяч мегаватт. Чтобы ликвидировать этот дефицит, город может построить, что он, собственно, и делает уже вместе с РАО ЕЭС новые тепло- и энергомощности. А может, говорили эксперты, приглашенные на заседание правительства, такое же количество электроэнергии сэкономить как раз за счет энергосбережения, что значительно дешевле и экологически безопаснее для москвичей. Дело в том, что, по оценкам ученых, на пути от источника до потребителя сегодня теряется примерно 37 процентов электро- и теплоэнергии. А в жилом секторе потери, по их мнению, еще больше - до 45 процентов.
Чиновники дружно стояли на том, что, для того, чтобы новая программа заработала, в ней необходимо прежде всего предусмотреть меры ответственности за уклонение от политики энергосбережения, а также создать специальную энергетическую инспекцию, которая возьмет на себя постоянный контроль за реализацией программы. По мнению Лужкова, этого будет недостаточно, и вообще такой подход больше похож на советский. Гораздо важнее, считает Лужков, пробудить в потребителе интерес к энергосбережению.
Скажем, пояснил он, предприятию выделена норма потребления 100 киловатт, а он, установив современное малоемкое оборудование, начал потреблять только 70. Следовательно, 30 киловатт высвободились, что избавило энергетиков от необходимости строить новую подстанцию, тянуть провода... Другими словами, прямая экономия, и потому тот, кто добился ее, должен иметь возможность продать на рынке эти сэкономленные 30 киловатт-часов.
"Нашей концепции нужен рыночный стержень, - говорил мэр. - Раз электроэнергия товар, за который потребитель платит, то и операции с ней должны носить все признаки товарно-денежных отношений". Вступить в такие отношения и решили московские власти, предложив главе РАО "ЕЭС России" Анатолию Чубайсу во время скорой актуализации соглашения между энергетиками и столицей по поводу развития в Москве энергомощностей.
Больше всего же Лужкова возмущает тот факт, что инвестору, вложившему серьезные деньги в строительство какого-либо объекта в столице, нередко приходится тратить бешеные деньги за само право присоединения к источнику электроэнергии, причем суммы порой больше размера самих инвестиций.
"Мы будем обращаться по этому поводу с протестом в Федеральную антимонопольную службу", - сказал мэр.