Едва избавившись от приставки и.о., первый вице-премьер Сергей Иванов улетел на Дальний Восток.
Двойной удар корабельной рынды- традиционный сигнал к началу разговора о приоритетах в морской политике - в последние месяцы звучит вдали от столицы. Обсуждать проблемы развития портов, судостроительного и судоремонтного комплексов, рыбного промысла Морская коллегия предпочитает там, где люди занимаются этими вопросами изо дня в день. Санкт-Петербург и Мурманск, Архангельск и Новороссийск уже принимали членов Морколлегии.
Региональный блок Владивосток-Находка наряду с Мурманском - единственные в России незамерзающие порты. Поднимать экономику Дальнего Востока думают с помощью нескольких федеральных целевых программ и различных форм государственно-частного партнерства. Но прежде надо обязательно принять два закона - о портах и об особых экономических портовых зонах. Оба документа уже прошли первое чтение в Госдуме и, как сказал вчера Сергей Иванов, до конца нынешнего года обязательно вступят в силу. Их необходимость обусловлена несколькими моментами. Прежде всего законодательно установят единого хозяина объекта - администрацию порта. Заодно наведут порядок на причалах, где сегодня командует сразу несколько организаций. Наконец, эти законы помогут создать в портах экономическую ситуацию, привлекательную как для российских, так и для зарубежных компаний.
Транспортная система Приморья серьезно отстает от других регионов России. Грузооборот в портах страны три последних года в среднем увеличивался на 30 миллионов тонн. На Дальнем Востоке этот показатель ежегодно снижается на 2-3 миллиона тонн. Нельзя сказать, что местные причалы пустуют. Погрузка-выгрузка идет и днем, и ночью. Однако дальневосточный грузооборот весьма специфичен. Он напоминает дорогу с односторонним движением. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков недавно заметил, что через порт Владивосток в Россию ввозят огромное количество металлоизделий, "вплоть до швеллера". А ведь еще совсем недавно мы сами обеспечивали металлом чуть ли не весь мир.
Лидируют по ввозу японские иномарки. Через причалы Владивостока уже прошли 300 тысяч таких авто. Для них в порту даже построили специальный терминал и 10-уровневую автостоянку. Пока наши портовые службы помогают зарабатывать деньги иностранцам, многие крупные российские предприятия готовы участвовать в строительстве угольных перегрузочных комплексов и вкладывать в эти проекты немалые деньги. Все уткнулось в оформление участков для новых объектов. Иными словами, в до боли знакомую российскую бюрократию.
Как вчера выяснилось, практически исчерпана возможность для развития самого владивостокского порта. Поэтому на повестку дня встал вопрос о строительстве общего для Южного Приморья единого транспортно-логистического центра. Сейчас в порту Находка контейнеры с грузами иной раз простаивают до двух недель. Естественно, портовым службам приходится платить неустойки. Узнав об этом, Сергей Иванов не скрывал своего недовольства.
- Какой смысл в таких условиях вкладывать деньги в развитие инфраструктуры портов? - заметил он.
Между тем специалисты говорят, что транспортно-логистические центры и новые порты вне городской территории положат конец порочной практике, когда порты фактически превращаются в склады для морских грузов. По мнению специалистов, здесь должны быть сосредоточены исключительно стивидорские службы, то есть компании, занимающиеся исключительно перегрузкой контейнеров. Причем, как потребовал на недавнем совещании новый председатель правительства Виктор Зубков, количество таких компаний в каждом порту должно быть строго ограничено.
Вчера Сергей Иванов затронул еще одну тему, напрямую связанную с Морской коллегией и Дальним Востоком. Развитие судостроительного комплекса невозможно без участия российских предприятий в создании материальной базы для освоения нефтяных месторождений на шельфах Сахалина. На коллегии привели такой факт. При разведанных морских запасах углеводородов в 10 миллиардов тонн на шельфе Сахалина сейчас всего 4платформы. А в Северном море за 40 лет установили 829 таких платформ. Как говорится, почувствуйте разницу.
Уже после коллегии журналисты попросили первого вице-премьера прокомментировать последние изменения в составе правительства. И поинтересовались, добавилось ли у самого Иванова новых функций.
- Круг моих обязанностей в правительстве остался прежним,- сказал первый вице-премьер, - я буду заниматься теми же вопросами, что и раньше.Ну а то, что у кабинета появилось "женское лицо", только приятно.