В Соликамске (Пермский край) добывают калийную соль - настоящее золото для аграриев всего мира. Соль добывают в шахтах, и в связи с этим в недрах остаются пустоты. Так было с самого начала эксплуатации Верхнекамского месторождения, разработку которого ведут две российские компании по производству калийных удобрений.
Соликамск рос, над пустотами строили дома. Не провалятся ли они? Этим и другим проблемам посвящена областная целевая программа по обеспечению безопасности жителей Соликамска, которая была рассчитана на пять лет и в эти дни подходит к концу. Что удалось сделать?
В последний год жизни программы по соседству с Соликамском, в Березниках, случилось ЧП, о котором наслышана вся страна. Шахту топит, возникла угроза провала земной поверхности. Сейчас из опасной зоны предстоит отселить больше 2 тысяч человек. Стало ясно, что программу безопасности нужно не просто продлевать, а еще и усиливать.
Но программы программами, а реальную работу приходится выполнять бизнесу. Только за первое полугодие 2007-го ОАО "Сильвинит", градообразующее предприятие Соликамска, заложило в пустоты 3,5 миллиона тонн отработанной породы при плане 3 миллиона. Напомним, что за весь прошлый год "Сильвинит" вернул недрам 6,5 миллиона тонн породы. Специалисты говорят, что таких темпов рекультивации не знает ни одно предприятие в мире.
Отвалы - верный признак того, что рядом с ними находится шахта. В соляном бизнесе отвалов особенно много - 70 процентов породы оказывается пустой, т.е. не содержит полезного компонента. Однако те отвалы, что до сих пор можно видеть, подъезжая к Соликамску, - все-таки "древние", советского времени, когда о рекультивации никто не думал. Сегодня в отвалы идет далеко не все, треть возвращается под землю. Больше пока не позволяет технология, но она постоянно совершенствуется. Выигрывают все: земля не будет проваливаться; отвалы не будут уродовать пейзаж; наконец, выигрывает экологический фон в целом (хотя давно доказано, что в этих отвалах нет никаких вредных веществ).
Еще в 2002 году депутаты Законодательного собрания Пермской области приняли программу, по которой за пять лет нужно было заложить в недра 8,5 миллиона тонн пустой породы. Цифра взялась не с потолка - расчеты проводили лучшие эксперты страны. По прошествии пяти лет даже трудно себе представить, как бы повернулись дела, если бы эти работы проводились.
- Принятие этой программы было глубоко обдуманным решением, - говорит генеральный директор ОАО "Сильвинит" Ростям Сабиров. - О закладке шахтных пустот, располагающихся под городом, в Министерстве химической промышленности СССР заговорили лишь в середине 1960-х годов. Но, к сожалению, долгие годы работы по закладке финансировались по остаточному принципу.
Десятилетиями эксплуатируя калийное месторождение, государство мало заботилось или просто не задумывалось о том, что при этом создается серьезная опасность для жизни людей и безопасности производства. Последствия не заставили себя ждать. Сегодня уже никому не надо доказывать справедливость постулата о том, что природа не терпит пустоты.
С 1990-х годов, понимая всю серьезность проблемы, "Сильвинит" начал интенсивно развивать закладочные комплексы и финансировать работы по закладке. Но уже тогда стало ясно, что в одиночку за короткие сроки предприятию не справиться с пустотами, которые образовались за десятилетия эксплуатации месторождения еще в советский период. Отрадно, что и депутаты Законодательного собрания, и губернатор поддержали вывод ученых о том, что закладку нужно вести не просто ударными темпами - эти мероприятия должны быть включены в областные целевые программы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности городов Верхнекамья.
План, как водится на "Сильвините", оказался перевыполнен. С 2002 года под землю ушло 9,6 миллиона тонн пустой породы, то есть на 1,1 миллиона тонн больше плана. А если абстрагироваться от программы, то в целом за эти годы "Сильвинит" заполнил пустоту 31,4 миллиона тонн породы. В этой связи вспоминается, что "Сильвинит" был пионером по рекультивации еще в советское время. Так, в 1982 году здесь начата так называемая гидрозакладка. Это очень сложный процесс, когда отходы, поступающие первоначально в жидком виде, нужно превратить в твердую компоненту. Для этого используется многокилометровая система трубопроводов и прочее оборудование. Сегодня производительность гидрозакладочного комплекса составляет на "Сильвините" 6,7 миллиона тонн в год.
Ростям Сабиров не скрывает удовлетворения от того факта, что план по заполнению пустот регулярно перевыполняется. "Причем львиную долю финансирования закладочных работ мы берем на себя, понимая, что на этом экономить нельзя. Только в рамках целевой программы мы затратили более 600 миллионов рублей собственных средств, из областного бюджета выделено 65 миллионов, из городского - 26 миллионов. При этом огромные инвестиции мы вкладываем еще и на поддержание мощностей в работоспособном состоянии, а также на решение сложных гидротехнических вопросов, поскольку закладка сегодня ведется в пустотах, которые были отработаны более четырех десятилетий назад. Да, финансирование закладочных работ существенно влияет на себестоимость нашей продукции, но поступиться вопросами безопасности мы не вправе", - считает менеджер.
Мы спросили его, что думает руководство "Сильвинита" об инциденте в Березниках, на шахтах, принадлежащих другому предприятию, но соприкасающихся с "делянкой", на которой работает "Сильвинит". "Образование провала в Березниках должно вновь обратить внимание как депутатов, так и представителей власти на проблему закладки шахтных пустот, - ответил г-н Сабиров. - Сегодня как никогда очевидно - программа "Обеспечение безопасности жизнедеятельности Соликамска" не должна ограничиваться рамками только 2007 года. Необходимо пересматривать параметры и объемы закладки с целью минимизации любых техногенных рисков. На наш взгляд, решение этой проблемы необходимо продолжить не только на краевом уровне. Вопросы безопасности тысяч людей - это дело государственной важности".
С этим согласны представители горной науки. Так, по словам директора Горного института Уральского отделения Российской академии наук Аркадия Красноштейна: "Новая программа по обеспечению безопасности жизнедеятельности Соликамска, которая предусматривала бы закладку выработанного пространства калийных рудников, безусловно, нужна. К этому обязывает ситуация, сложившаяся в Березниках. И чем раньше будет разработана такая программа, тем лучше".
В настоящее время эксперты считают, что решение о разработке новых участков Верхнекамского месторождения не должно приниматься второпях. Необходимо свести к минимуму нагрузку на окружающую среду и максимально бережно относиться к разработке второго в мире по величине запасов месторождения. Регион и без того испытывает колоссальную нагрузку на недра - более 70 лет здесь добываются калийная руда и нефть.
Причем инцидент в Березниках не был даже первым звоночком: так, в 1995 году в районе Соликамска произошло землетрясение силой 5 баллов (к счастью, обошлось без жертв и серьезных разрушений). Эксперты говорят, что форсирование разработки месторождения компаниями, не имеющими опыта проведения подобного рода работ, может привести к непоправимым последствиям - как минимум к безвозвратной потере запасов калийных руд. Более того, отсутствие опыта строительства шахт, технологических ноу-хау в столь специфической горно-химической отрасли, невнимание к вопросам закладки пустот, отсутствие связей с отраслевой наукой у непрофильных компаний, проявляющих интерес к разработке месторождения, может привести к более серьезным последствиям как для отечественной калийной отрасли, так и для жителей. Специалисты приходят к выводу, что все это должно получить серьезную оценку при определении разработчиков новых участков Верхнекамского месторождения.
Сам "Сильвинит" тем временем бьет рекорд за рекордом. С начала 2007 года выдано на-гора 15 миллионов тонн руды (тогда как за весь 2006 год было добыто 22,8 миллиона тонн), отгружено свыше 3,5 миллиона тонн калийных удобрений, что стало самой большой цифрой за всю историю предприятия, не исключая и советские годы. И, заметим, компания строит свой бизнес так, что рекорды не вредят экологии.