РГ: Сергей Александрович, как вы оцениваете обновленный правительственный кабинет?
- Есть понимание того, что вопрос с кадровым составом правительства прорабатывался основательно, с учетом важности тех задач, которые предстоит решать высшему органу исполнительной власти. Судя по персоналиям, можно сказать, что новый премьер придает первостепенное значение профессиональным качествам членов своей команды. Не сомневаюсь, что именно этот критерий и был определяющим. Теперь важно выработать командный стиль работы, задать кабинету соответствующий рабочий алгоритм.
РГ: Что можно сказать о стиле Виктора Зубкова по итогам первых шагов его работы в должности премьера?
- Виктор Алексеевич избрал верную и осторожную тактику. Новому премьеру важно было прежде всего дисциплинировать правительство, как призвал это сделать президент. Ведь глава государства в последнее время не раз высказывал замечания в адрес как отдельных министров, так и всего кабинета в целом. Взять хотя бы пожелание президента о том, что правительство в выборный период должно работать как часы. А для этого вначале необходимо навести в правительственной команде порядок, показать твердую руку. Что Зубков и предпринял, начиная с первого же проведенного им заседания правительства. Думаю, что Зубкову это удается.
РГ: Новый премьер начал с самых болезненных проблем - сбоя финансирования пострадавшего от землетрясения Сахалина, наведения порядка в особых портовых экономических зонах. Означает ли это, что команда Зубкова более решительно возьмется за социальные, отраслевые и инфраструктурные направления экономики?
- Опять же вспомню президентское напутствие новому составу правительства. Что значит работать как часы? Это означает не допускать половинчатых решений, не откладывать на потом проблемные вопросы, исходить из интересов страны, избегать популизма, действовать в соответствии с законом и по принципу персональной ответственности чиновников. То, что стиль работы правительства будет именно таким, новый премьер продемонстрировал сразу. Вспомните распоряжение Зубкова немедленно откомандировать на Сахалин отвечающего за финансы сотрудника аппарата правительства Антона Дроздова. Или взять жесткую позицию премьера по вопросу непродуманного предоставления преференций для функционирования портов. Председатель правительства предложил своим подчиненным еще раз проанализировать ситуацию, связанную со льготами в особых портовых экономических зонах, несмотря на то, что соответствующий законопроект уже находится в Госдуме. Это говорит о принципиальности и, если хотите, въедливости нового руководителя Белого дома. А также о том, что если потребуется, то настройка правительственного механизма включит в себя и работу над старыми ошибками.
РГ: Сможет ли новая команда Зубкова разобраться в запутанных механизмах предоставления льгот и преференций в Особых экономических зонах, выстроить грамотную политику в этой сфере?
- Внимание правительства к проблеме портов и Особых экономических зон не случайно. Нашей стране необходимо срочно повышать конкурентоспособность в этой нише. А для этого надо снижать портовые сборы, обеспечить порты соответствующей дорожной инфраструктурой. Возьмите Украину. Там дорога из Одессы в Киев просто прекрасная. А у нас транспортная магистраль "Дон" из Новороссийска в Москву, мягко говоря, в плохом состоянии. И ремонтируется она очень медленно. Я недавно сам проехал по ней за рулем автомобиля и смог в этом убедиться. Говоря экономическим языком, эта дорога неконкурентоспособна.
Необходимо наведение порядка не только с дорогами, но и в автопроме. В первую очередь это касается льгот и преференций. Да, очень хорошо, что мы ушли от аргентинской модели развития автопрома к бразильской: стали поощрять иностранных инвесторов на организацию сборочных автопредприятий у нас в стране. Но этого мало, надо идти дальше. Следующий шаг состоит в том, что обеспечить более высокую степень локализации автосборки. Правительство сделало в этой сфере немало. Утверждена концепция перехода от "отверточной" к промышленной сборке, которая позволяет резко повысить доходы от автопрома и обеспечить занятость населения. А вот потокание лоббистам под видом либерализма в автопроме грозит нам снижением доходов отрасли. Вот почему так важно, чтобы новое правительство проявило волю в решении застарелых проблем и сделало все, чтобы ликвидировать пролоббированные ранее односторонние льготы и преимущества. В автопроме необходимо поддерживать равноправные конкурентные условия. Иначе в открывшиеся лазейку хлынут китайские , индийские и иранские автопроизводители и создадут серьезную угрозу для отечественной экономики. Еще раз повторю: условия должны быть одинаковы для всех участников рынка. Не случайно Объединение автопроизводителей России минувшим летом выступило с заявлением о нарушении условий конкуренции. В качестве примера приводилась ситуация вокруг калининградского автосборочного предприятия "Автотор", которое получило 10 - летнюю отсрочку по переходу на промсборку иномарок. Эти преференции стали активно использоваться китайскими автопроизводителями с целью массированного продвижения своей продукции на российский внутренний рынок. Российскому автопрому и, в первую очередь, АвтоВАЗу, такой перекос может сильно навредить. Полагаю, что это хорошо понимают и в профильных министерствах. Не случайно в МЭРТ был подготовлен проект правительственного постановления об упорядочивании льгот и преференций, в том числе и для производителей калининградского анклава. В связи с изменениями в правительстве работа по этой теме была приостановлена. Но я думаю, что новый кабинет сумеет обеспечить стратегические интересы отечественного автопрома, как и всей российской экономики.
РГ: На днях стало известно о том, что вы собираетесь баллотироваться в Госдуму по спискам партии "Единая Россия". Если так, то став депутатом, вам придется уже законодательно контактировать с правительством. Считаете ли вы, что такие контакты между новым парламентом и новым кабинетом министров станут более плодотворными?
- Фракция "Единая Россия" и в Госдуме нынешнего созыва весьма успешно и плодотворно работает во взаимодействии с правительством, о чем свидетельствует законодательная результативность нижней палаты. Вместе с тем единороссы не раз проявляли принципиальность, вызывая министров на острый разговор. Кстати, Михаил Зурабов был уволен не в последнюю очередь потому, что его резко критиковала "Единая Россия".Уверен, что и депутатский корпус следующего созыва продолжит традицию конструктивизма.