Как сразу же отметил председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров, "эти прогрессивные в целом законы неоднозначны по возможным последствиям". Безусловно, считает Александров, благодаря им миграционная сфера стала прозрачнее, уменьшилось в разы число нелегалов, практически устранена кабальная зависимость иностранного работника от работодателя. "Но также открылись обстоятельства, вызывающие беспокойство. В первую очередь это связано с тем, что существующий порядок выдачи разрешений на работу может привести к значительному накоплению в Москве невостребованной иностранной рабочей силы и, главное, заполнению имеющихся вакансий малоквалифицированными работниками".
С момента вступления в действие нового федерального миграционного законодательства в столице получили разрешение на работу почти 500 тысяч иностранных граждан. Но лишь 145 тысяч подали уведомления в управление Федеральной миграционной службы по Москве и столичную службу занятости об устройстве на работу. Куда же делись остальные 355 тысяч? Они остались в Москве, продолжая либо искать работу, либо выполняя одноразовые мелкие поручения у частных предпринимателей, нанимаясь ремонтировать квартиры, дачи в Подмосковье. "Еще большее зло заключается в том, что малоквалифицированная и дешевая иностранная рабочая сила занимает имеющиеся вакансии, препятствуя тем самым трудоустройству москвичей", - считает Александров.
В этой связи столичные власти предлагают более жестко регулировать миграционные процессы. Месяц назад столичное правительство приняло московскую городскую целевую программу по миграции на 2008-2010 годы. Ее суть сводится к тому, что Москве необходимо сокращать привлечение иностранной рабочей силы, замещая иностранных работников своими жителями. "Однако это вовсе не исключает стимулирования притока в город квалифицированных мигрантов, но не стихийно, как это до сих пор происходило, а через цивилизованную систему", - подчеркнул глава комитета межрегиональных связей. По мнению Александрова, это должна быть единая информационная система, которая, во-первых, должна обеспечивать надежный контроль за иностранным гражданином на всех этапах его пребывания в стране и в Москве, в частности. А, во-вторых, такая система должна быть доступна не только для всех контролирующих органов, но и для работодателей. А для оптимизации использования привлеченных иностранных работников в отраслях городского хозяйства столичные власти предлагают создать так называемые "миграционные терминалы", придав им статус государственного учреждения.
Кстати, заместитель директора Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин поддержал эту инициативу московских властей. По словам Поставнина, такие центры обслуживания трудовых мигрантов должны оказывать комплексные услуги. "Миграционные терминалы будут не только содействовать выдаче разрешения на работу, устраивать на работу, но и помогать становиться на учет, проводить медицинские обследования, оказывать услуги по денежным переводам и другие", - отметил он. В. Поставнин сказал, что такие терминалы вытеснят существующие сейчас посреднические, зачастую нелегальные и мошеннические структуры, оказывающие услуги по выдаче разрешений и медицинских справок.
Кроме того, представитель федеральной миграционной службы отметил, что новое миграционное законодательство по итогам реализации за несколько месяцев выявило ряд проблем. Так, значительное количество иностранных работников до сих пор трудятся нелегально. "А это теневая экономика, массовое нарушение прав человека", -отметил он. По словам Поставнина, ФМС выступает за создание механизма, который бы защищал права трудовых мигрантов. "Необходимы изменения в федеральном законодательстве. ФМС с правительством Москвы уже вышли с соответствующей законодательной инициативой", - сообщил замдиректора ФМС.