Людмила Гурченко: В театре я играю то, что не сделала в кино

Приезд примадонны во Владивосток с антрепризным спектаклем "Похищение Сабинянинова" совпал с фестивалем "Меридианы Тихого". Потому не удивительно, что один из призов на торжественной церемонии закрытия вручала сама Людмила Марковна. Под занавес гастролей народная артистка рассказала корреспонденту "РГ" о пристрастиях в кино и жизни.

РГ | Людмила Марковна, вам интересно так называемое элитарное кино? Вы видели последнюю работу режиссера Андрея Звягинцева?

Гурченко | Я смотрела его первую картину "Возвращение" и очень счастлива, что вместе с названием фильма началось возращение кино. Мне кажется, это метафора к возвращению всего того, что мы успели растерять…

РГ | Звягинцев говорит, что он делает фильмы прежде всего для себя...

Гурченко | Кира Муратова тоже делает кино для себя. А вы думаете, что Гайдай, Рязанов снимали фильмы для кого-то? Сначала только для себя, просто они чувствовали свою аудиторию, и фильмы у них другие. Но нельзя говорить, что это - высокое искусство, а это - примитив. Речь идет о разном кино. Признаюсь вам, начиная с фильма "Старые стены" я играю то, что было вычеркнуто из жизни за те пятнадцать лет, когда я не снималась. Сегодня я играю в театре с большим удовольствием, и, быть может, играю то, что не сделала в кино.

Сегодня я играю в театре то, что не сделала в кино

РГ | Сегодня часто сталкиваешься с актерским снобизмом. Чем, на ваш взгляд, это обусловлено? Высокими гонорарами артистов, звездностью…

Гурченко | Думаю, все это от небольшого ума, человеческой глупости. От чего все это идет? От обилия пустых сериалов, где засветились некоторые артисты. А ведь, по сути, так мало сегодня по­-настоящему хороших фильмов. Посмотрите, чем заполонен телеэфир. Я согласна с Александром Градским, который сказал: "Время с такими нравами и вкусами надо просто переждать". Все это проходящее, я уверена. Я сама сыграла в сериалах, и мне стыдно за это. Теперь подожду. Вы спрашиваете о кино, а я скажу вам о публике, которая приходит в зрительный зал с кока­-колой и поп­корном. Этого я не понимаю! Хотя вижу и другое молодое поколение - оно интересуется хорошими спектаклями, настоящим кино. Эта публика на просмотрах не жует, хотя ее, увы, значительно меньше.

РГ | А какое кино предпочитает смотреть сегодня народная артистка СССР?

Гурченко | Мне нравятся фильмы, в которых режиссер скрывает себя и позволяет раскрыться актерам, а отнюдь не фильмы, снятые и смонтированные в стиле "бобслей". Меня поразила картина Стивена Фрирза "Королева" - своей изящностью, тонкостью. Казалось бы, ничего не происходит внешне, зато в душе… Это очень трудно сыграть. Недаром фильм получил главную награду Британской академии кино- и телеискусства. За внешним спокойствием - трагедия страны, семьи и личная драма. Вот это в моем понимании и есть хорошее кино и блестящая актерская работа.

РГ | Что еще, кроме кино и театра, дает вам заряд для творчества?

Гурченко | По большому счету, меня ничего не подпитывает. Однако порой я увлекаюсь чем­то, например, красивой одеждой. Как для любой женщины, это дает интерес к жизни. Раньше часто придумывала себе наряды, сейчас делаю это значительно реже. Меня может сильно увлечь книга, особенно люблю мемуарную и историческую литературу. Последние, что прочла, - книга знаменитой Лени Рифеншталь.

Я вполне самодостаточна, у меня есть работа, память, фигура, среднее лицо, которое я могу получше подделать (смеется). Я должна быть лучше, а лучше я могу быть только когда рядом со мной талантливые люди. Это на уровне инстинкта.

РГ | Вам удается сохранять себя в такой прекрасной форме. Это тоже на уровне инстинкта?

Гурченко | Это - природа!