Федеральный закон о нормативном финансировании образовательных учреждений действует с 1992 года. Однако до нынешнего времени власти не могли обеспечить его деньгами. Сейчас область и муниципалитеты переходят на такую систему оплаты.
Раньше школы самостоятельно составляли сметы расходов, которые проверялись и оценивались руководителями управлений образования. В итоге и деньги получали все по-разному. Теперь же школам будут выделены строго фиксированные суммы. Если денег не хватает - придется зарабатывать самим.
При расчете норматива для каждого учебного заведения будет учитываться отдельный корректирующий коэффициент. Он включает в себя специфику работы учреждения, например, обычная это школа или лицей, есть ли группы продленного дня и главное - сколько учеников в классе.
- Нормативное финансирование - это выделение минимума средств для нормальной работы школы, - говорит руководитель управления по делам образования администрации Челябинска Александр Кузнецов. - Такая прозрачная схема дает возможность равного распределения денег в зависимости от числа учащихся. И в пределах нормативов школа может планировать свою работу. Это лучше, чем раньше. Если школа хочет не просто нормально работать, а динамично развиваться, можно развивать сферу дополнительных образовательных услуг, сдавать площади в аренду.
Городские власти обещают, что особых проблем с финансированием школы не испытают. В качестве аргумента приводят суммы, заложенные на образование в нынешнем году и в план бюджета 2008. В этом году на школы и детские сады будет потрачено около четырех миллиардов рублей, включая региональную и федеральную помощь. В следующем - такую сумму закладывают только в местный бюджет, плюс свою долю внесут область и Москва.
Как считают в министерстве образования, новые нормативы позволят сохранить малокомплектные сельские школы: проблема самовольного перераспределения местными властями выделенных сверху денег должна исчезнуть. Правда, если раньше маленькая сельская школа получала деньги как полноценная, то теперь лишь по количеству детских ртов. И еще неизвестно, выиграет ли она от этого.
Владимир Садырин, министр образования и науки Челябинской области:
- Закон о нормативном финансировании рассчитывает количество средств на одного ученика. Это очень важный документ, регламентирующий расходы областного бюджета. Раньше главы городов могли попросить выделить им дополнительные средства. Теперь все очень строго и конкретно: есть 100 учеников, выделяются деньги именно на это количество, есть 1000 учеников, - соответственно, в 10 раз больше. Одновременно вводится много поправочных коэффициентов, больше денег получат лицеи, школы с группами продленного дня и так далее. Закон о нормативном финансировании, помимо всего прочего, будет способствовать увеличению зарплат учителей.
Анатолий Бароненко, директор Копейской школы №1:
- Трудно сказать, во что все это выльется. У нас всегда благие намерения, но когда дело доходит до реализации - все превращаются в катастрофу. Нормативы хороши для больших школ. Маленьким сейчас денег не хватает на самое необходимое, а станет еще хуже. Такая демографическая картина, и ничего не поделаешь. Несправедливое разделение денег напрямую отразится на уровне знаний учеников.
Наталья Максимова, директор Еткульской районной школы №1:
- На нас переход на нормативное финансирование не отразится - у нас 550 учеников. В отличие от маленьких школ, наша материальная база и зарплата не должны пострадать. Районная администрация помогает. Нормативы нужно было вводить, поскольку крупным школам принесет пользу. Но для маленьких школ это не выход, нужно учитывать этот момент.