28.09.2007 01:00
    Поделиться

    В Роскосмосе попили чайку с экипажем новой экспедиции на МКС

    Первая женщина-командир МКС, астронавт НАСА Пегги Уитсон справится со своими обязанностями, уверен глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

    Накануне старта в Роскосмосе состоялось традиционное чаепитие с экипажем очередной долговременной 16-й экспедиции на МКС. 10 октября с космодрома Байконур на орбиту отправятся россиянин Юрий Маленченко и американка Пегги Уитсон: им предстоит прописаться на борту станции на ближайшие полгода, а именно - 191 сутки. Третье кресло в корабле "Союз-ТМА-11" займет первый малазийский космонавт Шейх Музафар Шукор, который через 10 дней вернется на Землю вместе с нынешними обитателями звездной коммуналки Федором Юрчихиным и Олегом Котовым.

    И Уитсон, и Маленченко в космосе далеко не новички. Достаточно сказать, что для Юрия это будет четвертая звездная командировка, а за его плечами - свыше 320 суток, проведенных в невесомости. Пегги же впервые побывала на МКС еще пять лет назад - работала на борту 184 дня. Что очень важно, она прошла закалку в открытом космосе: почти на пять часов покидала станцию, устанавливая микрометеоритную защиту на модуле "Звезда" и подключая научную аппаратуру.

    Подбор столь опытных членов экипажа не случаен. Как сказал Анатолий Перминов, работа их ждет очень напряженная: прием трех американских шаттлов, трех российских грузовиков "Прогресс", а также первого европейского грузового корабля АТV "Жюль Верн". "Это очень насыщенная программа, такого, пожалуй, у нас еще не было", - заметил глава Роскосмоса. И весьма показательно, что руководить столь ответственной экспедицией доверено женщине. Пегги Уитсон войдет в историю как первая дама - командир Международной космической станции.

    Кстати, это уже не первый случай, когда НАСА делает серьезнейшую ставку именно на своих астронавток. Вспомним полет первого шаттла, который отправился в космос после почти трехлетнего простоя, связанного с гибелью "Колумбии". Тот старт был принципиальный, от него во многом зависело, останутся шаттлы в космосе или нет. Тогда впервые в истории НАСА командиром шаттла была назначена Айлин Коллинз. Экспедиция проходила непросто, но командир со всеми возникшими проблемами справилась блестяще.

    И вот теперь впервые за всю историю МКС командиром основной экспедиции назначена 47-летняя Пегги Уитсон. Справится ли с этой миссией американка? "Безусловно", - уверены в Роскосмосе. "Пегги - хороший и опытный астронавт", - сказал Анатолий Перминов. "И хотя в России имеются некоторые предубеждения в отношении женщин - командиров экипажей космонавтов, я думаю, с вашим полетом все это будет снято. Главное - не спешить и выполнять все по плану. Инициатива в космосе, как говорится, наказуема", - с улыбкой обращаясь к Пегги Уитсон добавил глава российского космического ведомства.

    Любопытная деталь. Перед чаепитием с членами основного и дублирующего экипажей первый заместитель начальника подмосковного Центра подготовки космонавтов Валерий Корзун прикидывал, где рассадить переводчиков. "Пегги не нужен перевод", - заметил он. Действительно, Уитсон очень хорошо говорит по-русски. Сказалось полугодовое общение на борту МКС с российскими космонавтами. Вообще о ней говорят: она - большая умница. Доктор наук в области биохимии, она работала в отделе биомедицинских исследований НАСА, была руководителем исследований программы "Мир" - "Шаттл", а затем руководила группой поддержки экипажей в России. В 36 лет ее приняли в отряд астронавтов.

    Насколько подготовлен экипаж к работе, показали предполетный двухдневный экзамен и полученная за него оценка "отлично". Причем экзаменаторы на "аварийные ситуации" не поскупились. Так, на макете российского сегмента МКС космонавтам пришлось устранять причину падения давления в системе генерации кислорода "Электрон", чинить УКВ-передатчик и тушить "пожар" в служебном модуле. Не обошлось без ЧП и в полете "Союза". Сначала в корабле один за другим отказали два важных блока, отвечающих за ориентацию, затем при подлете к МКС дала сбой стыковочная система "Курс". Но главные испытания ждали экипаж после расстыковки со станцией, когда сначала обнаружилась негерметичность кислородной магистрали, а затем вырубился главный двигатель. Твердая "пятерка" - так оценили специалисты действия космонавтов. Надо сказать, что любой экипаж, пока готовится к полету, прокручивает до 3 тысяч нештатных ситуаций. Как говорится, тьфу-тьфу, чтобы не было ни одной.

    Кстати, во время чаепития в Роскосмосе зашел разговор и о молодых космонавтах, которые еще ни разу не летали на орбиту. Корреспондент "РГ", в частности, поинтересовался у Анатолия Перминова: "Недавно космонавт Михаил Корниенко в составе трех спортсменов-альпинистов покорил гору Килиманджаро. Причем единственный дошел до вершины. Космическая подготовка тут сказалась явно. Но почему он до сих пор не покорил реальный космос?" Вопрос возник не случайно. Ведь в российском отряде на скамейке запасных по 10 и более лет сидят около двух десятков космонавтов. Их по привычке относят к разряду молодых, хотя большинству из этих ребят уже перевалило за 30 лет. Тот же Корниенко готовится к полету с 1998 года.

    Отметив, что Центр подготовки космонавтов и РКК "Энергия" страхуют себя, отправляя на орбиту опытных космонавтов, Перминов ответил: "Я всегда поддерживаю тех, кто ни разу не летал, поскольку у меня нет сомнений, что молодые справятся".

    Между тем

    Руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов выразил удовлетворение, что шаттлы начали летать интенсивно. 3 октября на приеме в посольстве США он лично выразит благодарность за это главе НАСА Майклу Гриффину, а также обсудит с ним вопрос расширения числа участников программы МКС. "Сейчас много стран хотят работать с нами по программе МКС, и позиция России - надо увеличивать количество стран-участников, - сказал Перминов. - Кто-то из наших партнеров по МКС согласен с этой позицией, кто-то нет, но мы будем проводить эту линию. Чем больше стран будет участвовать, тем чаще станут пилотируемые полеты на станцию".

    Поделиться