28.09.2007 02:00
    Поделиться

    Как художник Юон чуть не угодил на нары за "восприятие лидеров революции"

    Сегодня открывается историко-документальная выставка "1917 год. Мифы революций"

    Выставка пройдет в Москве, в Выставочном зале федеральных архивов с 28 сентября по 11 ноября.

    Организаторы необычной экспозиции поставили перед собой задачу реконструировать революционную обстановку в Петрограде 1917 года, отказавшись от основных мифов и легенд эпохи, порожденных политизацией, партийными, фракционными и классовыми интересами.

    Яркий пример трансформации мифов - две картины одного и того же художника. Один и тот же сюжет: "Первое появление В.И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917". Автор - Юон К.Ф.

    Первый вариант выступления Владимира Ильича перед членами Петросовета написан в 1927 году. Много народа, много вождей.

    В версии картины 1935 года солдат и рабочих по-прежнему много, а вот ряды вождей изрядно поредели.

    Впрочем, с вождями при жизни автора полотна вопросов и не возникало. Как ни странно, художник чуть не угодил на нары не за свое восприятие лидеров революции, а за народ.


    Картина образца 1927 года. У Ленина много соратников. В президиуме: Антонов-Овсеенко, Каменев, Милютин, Подвойский, Троцкий, Ломов (Оппоков), Рыков, Карахан.


    Вариант картины 1935 года. Соратников стало меньше: Сталин, Урицкий, Молотов.

    Сразу после завершения первой версии полотна ее репродукцию разослали для отзывов членам ЦК и секретариата ЦК. Один из бдительных функционеров написал примерно такую рецензию: картина безобразная, хорошо бы автора посадить на пару месяцев в тюрьму. Основные претензии члена ЦК были к образам рабочих и красноармейцев. Должны были быть просветленные, гордые, целеустремленные лица. А получилось... сами видите, что получилось.

    К счастью, до тюрьмы не дошло.

    Биографы Константина Федоровича Юона отмечают, что судьба всячески благоволила художнику. Он прожил долгую жизнь. Не знал нужды, предательства и непонимания современников, напротив - всю жизнь почести, высокие награды. Скульптор Вера Мухина, между прочим, - его ученица.

    А что касается "неправильно" написанных рядовых революционеров, то все биографы Юона отмечали, что Константин Федорович стремился быть предельно достоверным. Вторая версия картины, например, на членов ЦК произвела лучшее впечатление, хотя многие отмечали, что лики народа в Смольном опять рождали нежелательные ассоциации.

    Вполне возможно, что художник - почти по Булгакову - просто не любил пролетариат...

    Ленин не видел ни одного из полотен Юона. А Сталину произведения Юона вроде бы пришлись по душе. Во всяком случае среди наград мастера есть и вожделенная в те годы Сталинская премия. Возможно, что лица толпы вождю показались достоверными.

    Поделиться