Новости

28.09.2007 01:00
Рубрика: Общество

"Синие воротнички" для высоких технологий

Рабочих в России будут готовить по-новому
В России началась модернизация начального и среднего профессионального образования. Эксперты полагают, что за несколько лет она поможет хотя бы частично решить проблему катастрофической нехватки высококвалифицированных рабочих, или так называемых "синих воротничков".

Выпускникам колледжей и лицеев, победивших в конкурсе по нацпроекту "Образование", гарантировано стопроцентное трудоустройство.

Об этом шла речь на селекторном совещании, посвященном реализации национального проекта "Образование" в части, касающейся профобучения. Около года назад колледжам и лицеям государство предложило принять участие в конкурсе инновационных проектов. Победителей ждали суммы от 30 миллионов рублей. Правда, чтобы получить эту сумму, учебные заведения должны были заручиться не меньшей финансовой поддержкой регионального бюджета или работодателей. Кстати, тесное взаимодействие с бизнесом и ориентация учебных программ на его потребности - одно из ключевых условий участия в конкурсе. Колледжи должны выпускать не "стандартный набор" специалистов, а именно тех, кто больше всего нужен экономике региона сейчас или понадобится в ближайшие два-три года.

Свои инновационные проекты предложили на суд жюри 266 учебных заведений, 76 из них (из 22 регионов) стали победителями. Больше всего "ковать кадры" по-новому будут в Свердловской области - там грант получили семь колледжей и лицеев. Дальше в рейтинге следуют столица, Московская область и Татарстан - по 4 победителя.

Всего на реализацию программы из федерального бюджета уже выделено 1 миллиард 800 миллионов рублей. Федеральные деньги должны быть потрачены на приобретение оборудования, а деньги регионов и предприятий - на его установку, повышение квалификации педагогических кадров, разработку учебно-методической документации, а также на ремонт помещений.

Впрочем, взаимодействие учебных заведений с работодателями не должно ограничиваться софинансированием. Речь идет о комплексном сотрудничестве. В первую очередь руководителям предприятий предлагается принять участие в разработке образовательных профессиональных стандартов, продиктовать образовательному учреждению, каких именно работников, с какими навыками и квалификацией им стоит готовить.

Сейчас в стране создается система признания этих стандартов. Они могут быть корпоративными (ограниченными рамками одного предприятия), отраслевыми (устраивающими работодателей определенной отрасли), федеральными (общепринятыми).

К каждому уровню таких стандартов должны быть сформулированы определенные требования.

Причем представители работодателей должны не только заниматься практической подготовкой учащихся, преподавателей, но участвовать и в оценке качества подготовки молодых специалистов.

Стоит заметить, что конкурс объявлялся на подготовку кадров для высокотехнологичных производств, таких, как машиностроение, металлургия, авиастроение, автоматика, горнодобывающая промышленность, а также для отраслей, связанных с национальными проектами: строительством жилья, транспортом, образованием, медициной, сельским хозяйством. Именно в этих сферах сейчас наблюдается самая острая нехватка рабочих кадров. И именно в них, по данным Федеральной миграционной службы, привлекается наибольшее число гастарбайтеров.

В Роструде полагают, что во многих регионах проблема заключается не столько в недостатке специалистов определенных профессий и квалификаций, сколько в цене рабочей силы. Хотя соглашаются, что все чаще наблюдаются случаи, когда работодатели не могут найти экскаваторщиков или агрономов даже на вполне солидную зарплату (свыше 30 тысяч рублей).

Не секрет, что крупномасштабные строительные проекты в жилищной и нефтегазовой сферах не обходятся без иностранных работников. И только потому, что невозможно найти российских высококвалифицированных специалистов. Предполагается, что новые подходы к профессиональному образованию помогут решить эту проблему.

Обучение по новой системе начнется со следующего года. Работодатели отмечают, что выпускникам колледжей и лицеев, победивших в конкурсе, гарантировано стопроцентное трудоустройство. Впрочем, учебные заведения, тесно сотрудничающие с работодателями даже без участия в национальном проекте, уже сегодня обеспечивают подготовленным молодым специалистам попадание на конкретные рабочие места.

Остается добавить, что 76 модернизированными учреждениями начального и среднего профессионального образования дело не ограничится - аналогичные конкурсы для колледжей и лицеев запланированы на 2008-2009 годы.

Общество Образование Экономика Работа Занятость Власть Работа власти Внутренняя политика Национальный проект "Образование" Реформа образования