Председатель Счетной палаты Сергей Степашин прокомментировал для "РГ" события, связанные с арестами сотрудников СП.
Российская газета: Сергей Вадимович, что-то часто в последнее время ваше ведомство оказывается замешанным в коррупционных скандалах. Означает ли это, что Счетная палата переживает сейчас "кризис кадров"?
Сергей Степашин: Во-первых, в скандалах замешана не Счетная палата, а некоторые ее сотрудники. Во-вторых, недавние аресты - итог совместной работы правоохранительных органов и службы безопасности самой Счетной палаты. Кстати, эта служба была создана еще в 2000 году сразу после того, как я был утвержден Госдумой на должность главы Счетной палаты. И сделало это преднамеренно, потому что орган, который занимается контролем расходования многомиллиардных бюджетных денег, профилактикой и выявлением фактов коррупции, просто обязан быть примером честности и чистоты. А человек слаб, особенно, когда вокруг так много соблазнов. И у тех, кто проводит столь серьезные проверки, этих соблазнов особенно много. Моя задача как руководителя предупредить и пресечь негодные искушения.
РГ: Удается?
Степашин: Когда человек знает, что его работа под "сквозным контролем", это дисциплинирует. Кроме того, при приеме на любую должность мы проводим жесткий отбор претендентов, идет постоянная ротация кадров, чтобы люди долго не засиживались на одном направлении.
В практику введены встречные проверки, мы также намерены наладить "обратную связь" с теми, кого мы проверяем. Меняем систему рассмотрения документов. Например, раньше между составлением первичного акта ревизорам до вынесения их отчета на коллегию проходило две-три недели. Этим временем пользовались проходимцы, пытавшиеся найти "подходы" к нашим сотрудникам. Сейчас им это делать стало намного труднее.
Так что в целом ситуация в Счетной палате у меня не вызывает особых опасений. У нас работают более тысячи человек, а "коррупционных скандалов", как вы выразились, - раз, два и обчелся. Хотя, безусловно, все это очень неприятно и бьет по репутации Счетной палаты. И уж если мы все-таки обнаруживаем какие-то негативные факты, то здесь - никакой пощады и снисходительности быть не может.
РГ: То есть все расследования "дел о взятках", связанных с вашими сотрудниками, Счетная палата, по сути, инициировала сама. Вы не боитесь "выносить сор из избы"? Уволили бы их, и всё.
Степашин: Борьба с жуликами и взяточниками будет продолжаться. Здесь не может быть никаких компромиссов. Это моя твердая позиция, как гражданина, как главы Счетной палаты. И еще: в связи с ситуацией вокруг проверки "Энергомаша" ряд СМИ превратно толкуют реакцию Счетной палаты. Хочу подчеркнуть: действия правоохранительных органов в отношении ее бывших сотрудников не только не ставятся нами под сомнение, но и сопровождаются соответствующими мерами с нашей стороны. Так будет и впредь.