Президент Башкортостана Муртаза Рахимов подготовился на все сто: буквально накануне сессии в Уфе были сданы целых три новостройки, каждая из которых могла бы запросто украсить и Москву. Например, Ледовый дворец уступил московскому, введенному весной на Ходынском поле, только в количестве мест. Здесь их не 15 тысяч, а 8 тысяч, так ведь и жителей в Уфе не 10 миллионов, а всего 2 миллиона. Ну а про конгресс-холл на пять тысяч мест, расположенный в устье рек Белой и Уфимки, опробованный участниками МАГ - именно в нем они вели свои дебаты, и говорить не приходится. Башкирские архитекторы, работавшие вместе с японскими, сумели соединить в нем национальный колорит и самую современную архитектуру. Дотошно осмотрев каждую из новостроек, Лужков от души поздравил с удачей Рахимова: "Сравниваю с тем, что видел здесь почти десять лет назад, и ощущение такое, что словно в будущем побывал: совершенно новый уровень качества жизни".
Впрочем, Юрий Лужков никогда не скрывал своих особенно теплых чувств к Уфе. "Башкирия, а точнее Колтасинский район, - родина моей мамы, и каждый мой приезд сюда - словно возвращение в детство", - объяснил он журналистам. В свой прошлый визит выразился еще прямее: "Посмотрите внимательнее, и вы увидите, что мы с Муртазой словно братья - оба узкоглазые..."
Роднит же Москву и Уфу не только внешняя похожесть первых лиц, но и прежде всего их отношение к приоритетам. Как и российская столица, главный город Башкортостана - донор бюджета страны. Из 106 миллиардов рублей налогов, собранных республикой в прошлом году, 76 миллиардов были перечислены в бюджет России. За тот же прошлый год в Уфе построено и введено в строй 2 миллиона квадратных метров жилья - результат, каким немногие субъекты РФ могут похвастаться.
Но Лужков, как обычно, в ходе встречи больше попытался сосредоточить внимание собравшихся не на том, что уже сделано, а на том, что еще предстоит сделать. По мнению мэра, сейчас самое время для городов, сосредоточивших в себе большую часть россиян, заняться демографической проблемой, на решение которой, собственно, и нацелена большая часть президентских программ. "Москва это делает через ускоренное строительство детсадов, - отметил он. - Это только на первый взгляд садик - дело второстепенное, а если повнимательнее приглядеться, то оказывается - самое первостепенное. Он дает женщине возможность работать, не теряя квалификации и принося в семью вторую зарплату, благодаря которой для семьи становится доступной ипотека, а значит, реальным становится решение квартирного вопроса".
На втором месте по значимости, считает Лужков, сейчас встал капремонт жилья. Москва занялась им уже всерьез, выделив на его проведение в будущем году 40 миллиардов рублей, что в 20 раз больше, чем в текущем. "Теперь дело за государством, которому жители десятилетиями выплачивали по 2 процента в месяц от кварплаты на капремонт, ничего не имея". Даже сейчас, когда этот вопрос как будто решен на федеральном уровне, возмущался Юрий Михайлович, на всю страну выделено на капремонт лишь 250 миллиардов рублей, хотя недоремонт лишь в одной Москве эксперты оценивают в сумму более чем 400 миллиардов рублей. "Это будет несправедливо и неоправданно, если бешеные деньги из Стабфонда пойдут лишь на новое жилье, а капитальный ремонт вновь останется за бортом", - заявил Лужков. Чтобы этого не случилось и вообще города могли влиять более эффективно на принятие решений в стране, он предложил создать в рамках МАГа специальную законотворческую комиссию, которая будет выходить со своими предложениями в Госдуму и администрацию президента.